Накануне 50-летнего юбилея своего полета в космос, который состоялся 16 июня 1963 года, Валентина Владимировна встретилась с журналистами в Звездном городке и очень откровенно ответила на самые разные вопросы. Например, о непростой ситуации, сложившейся на орбите. Не один десяток лет Валентина Владимировна хранила тайну, поскольку об этом ее попросил сам Сергей Павлович Королев.
Дело в том, что в автоматической программе корабля была допущена какая-то не неточность, а, скорее, оплошность: он был сориентирован так, что, вместо того чтобы осуществлять систему спуска, его орбита, напротив, поднималась. Эту ошибку Валентина Терешкова заметила в первые же сутки и доложила Сергею Павловичу, а он и Юрий Гагарин держали с ней связь.
Ошибку быстро исправили. Получив нужные данные, Валентина заложила их в систему спуска и благополучно приземлилась. Кстати, впервые об этом рассказал конструктор и ученый Евгений Васильевич Шабаров. Так что Валентина слово, данное Королеву, сдержала.
Надо сказать, что приземление у первой женщины-космонавта оказалось отнюдь не комфортным. Спускаемый аппарат был в форме шара, то есть не имел аэродинамического качества. Поэтому спуск шел по баллистической траектории и разброс в приземлении у первых космонавтов был достаточно большой. Причем на высоте 7 километров они катапультировались, и лишь на высоте 4 километра открывался парашют у спускаемого аппарата. Валентина Терешкова приземлилась в Алтайском крае.
- Был сильнейший ветер. Надо было снять замки и отстегнуть парашют, - вспоминает Терешкова. - А парашют неуправляемый: купол большой, лямки и стропы довольно длинные. И тебя несет по воле ветра. Пришлось "постоять на голове", потом все-таки парашют отошел, но на носу появился синяк.
"Синяк был отменный, - улыбается она. - Потом его замазывали".
"Поехали!" - эти слова, произнесенные первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным, когда ракета пошла ввысь, облетели весь мир. Валентина Терешкова сказала не менее замечательную фразу: "Эй, небо сними шляпу! Я к тебе иду". "Вы можете объяснить, почему вы сказали именно так? Как выбираются эти фразы?"- допытывался один из журналистов. "Никак не выбираются, - смеется Валентина Владимировна, - Как только пошла команда пуск, пошла ракета - невольно вырвалось".
Валентина Владимировна с большим энтузиазмом говорила о перспективах полета человека на Марс. "Это моя любимая планета, - призналась она. - После космического полета я работала вместе со специалистами Института имени Вернадского по изучению планеты Марс. Конечно, это мечта - побывать на Марсе, узнать, была ли там жизнь. Если была, то почему ее не стало? Какая катастрофа произошла с этой планетой? Наверное, специалисты работают над этой проблемой, нужен корабль. Скорее всего, первые полеты на Марс будут в одну сторону, я так думаю".
"Но я готова полететь", - добавила она под дружные аплодисменты.
Ее слова тут же прокомментировал начальник российского Центра подготовки космонавтов Сергей Крикалев: "Специалисты ни в коем случае не будут планировать полеты на Марс "в одну сторону". Движение будет последовательным. Скорее всего, мы начнем движение за пределы орбиты, потом движение к Луне, а потом уже Марс". По его словам, сейчас уже опубликована стратегическая программа, и там Луна идет перед Марсом.
Были вопросы и о семье Валентины Владимировны. "Сейчас сдаем ЕГЭ, очень волнуемся", - поделилась она, рассказывая о старшем внуке, который заканчивает школу.