По данным Национального союза органического земледелия, фактическая емкость этого рынка составляет около 100 миллиардов рублей.
"Но из-за того, что у нас до сих пор законодательно не закреплены категории экологически чистых и органических продуктов, экономика страны, во-первых, теряет значительную долю этих средств. А во-вторых, это стимулирует развитие рынка фальсификатов. То есть, любой производитель может поставить приставку "эко", при этом будет страдать добросовестный фермер" - рассказал в беседе с "РГ" исполнительный директор Национального союза органического земледелия Яков Любоведский.
Из-за отсутствия законодательной базы невозможно посчитать, сколько гектаров земли в России используется для производства биопродуктов. Если мерить европейскими стандартами - то это несколько десятков тысяч гектаров. Что ничтожно мало для страны, располагающей самой большой в мире площадью земельных угодий.
Между тем под биологически чистое сельское хозяйство в Европе отведено более 5 миллионов гектаров, в Северной Америке - 1,5 миллиона, в Австралии - более 10 миллионов гектаров.
"Производство органической еды - это главный стимул для развития сельских территорий, о котором так много говорят. Фермер не оставит свою деревню, если его продукция будет иметь соответствующий статус и гарантированный сбыт. Кстати, согласно последним социологическим опросам, более 50 процентов россиян готовы тратить из бюджета больше денег именно на экологические чистые продукты", - отметил Яков Любоведский.
Разработкой системы стандартизации экопродуктов в России сейчас занимается Минсельхоз.В ведомстве прошла встреча рабочих групп России и Евросоюза по сельскому хозяйству и развитию сельских территорий, в ходе которой стороны делились опытом по производству органической еды.
Пока цифры по этому направлению - не в пользу нашей страны. Также как и показатели развития кооперации, которой также отводится роль укрепления села.
Например, в Евросоюзе кооперативы производят и сами реализуют около 60 процентов всего молока, около 40 процентов фруктов, овощей, вина, рассказала "РГ" заместитель директора Главного управления по агропромышленному комплексу и сельскому хозяйству Еврокомиссии Лоретта Дормаль-Марино. На долю кооперативов также приходится пятая часть рынка свинины, сахара, а также треть зерновых. При этом, по словам Дормаль-Марино кооперативы в Европе успешно развиваются сами по себе, не получая и не рассчитывая на какую-то особую помощь от государства.
"Инструменты государственной поддержки кооперативов существовали в прошлом веке, когда Евросоюз только создавался. Сейчас большой необходимости в этом нет. Но вся сельскохозяйственная политика направлена на то, чтобы фермеры объединялись и создавали кооперативы", - рассказала Лоретта Дормаль-Марино. Кстати, это видно невооруженным взглядом во время путешествий по Европе. Магазины, аптеки, пункты бытового обслуживания населения даже в самых небольших европейских городках работают под брендом "Кооп".
Попытки создать подобный бренд в России были, но пока не увенчались успехом. Кооперация в стране разрознена. Потребительские, сельскохозяйственные и кредитные кооперативы ждут помощи от государства и, кстати, ее получают. При этом пока, по мнению экспертов, в некоторых регионах эффект от их работы небольшой.
"Министерство поддерживает все формы кооперации. Но сейчас надо укреплять сельскохозяйственную. Кооперация - это ответ на вызов со стороны глобальной торговли. Она дает возможность попасть в торговые сети небольшим сельхозпроизводителям", - отметил замминистра сельского хозяйства России Илья Шестаков.