На протяжении трех лет владельцы поросших плесенью квартир безрезультатно оббивали пороги всех инстанций. Отстаивать свои права в итоге им пришлось самостоятельно.
- На наши многочисленные жалобы не реагировали ни застройщик, ни надзорные органы, - сообщила "РГ" председатель совета дома Лариса Штеле. - Поэтому мы решили объединиться и отстаивать свои интересы, прежде всего, как потребители.
Квартиры в новостройке в Советском округе в 2009 году разлетались как горячие пирожки. Удобная планировка, тихий микрорайон, хорошая инфраструктура. Однако радость новоселов оказалась недолгой. Первая же зима превратилась для жильцов в настоящее испытание. Температура в большинстве новых квартир не поднималась выше 11 градусов, а буквально из каждого угла дул пронизывающий ветер. Замерзающие новоселы круглосуточно обрывали телефоны городской администрации и управляющей компании. Неполадки в отопительной системе были устранены. Но оказалось, что "огненные" батареи все равно не спасают от холода.
- Проверяющие удивлялись: трубы - кипяток, а стены ледяные, - рассказывает Вячеслав Малинин. - Мы приходили с улицы и переодевались в валенки и тулупы.
Просьбы жильцов разобраться в ситуации застройщик игнорировал. Тогда соседи скинулись деньгами и сами заказали тепловизионную съемку в двух различных организациях, чтобы разобраться, куда же уходит тепло. Ее результаты шокировали даже экспертов. При минусовой температуре в инфракрасном излучении весь дом светился не синим, а красным цветом. А внутри квартир - наоборот. Получается, что абсолютно все поверхности дома не удерживают тепло, а "вытягивают" его наружу.
Дополнительные экспертизы выявили еще целый ряд недоделок. В новостройке не работает вентиляция, слив стояков организован прямо под фундамент, в цоколе вообще отсутвует отопление, а сами строительные материалы - сомнительного качества. Благодаря низкому температурному режиму и высокой влажности за три года практически все квартиры в доме покрылись плесенью.
- У нас в семье два малыша и мы не вылезаем из больниц, - сетует владелица двухкомнатной квартиры Людмила Мистюкова. - Нас замучали насморк и аллергия.
Каждое лето Мистюковы вынуждены делать в своем жилье косметический ремонт. Срывают обои, очищают стены от плесени, обрабатывают специальными растворами и обклеивают вновь. Иначе невозможно дышать. В этом году плесени стало намного больше, а по стене в зале уже пошли трещины. На покупку нового жилья у молодой семьи нет средств. А эту квартиру продать вряд ли получится. О злополучном доме на Тюленина уже знает весь город.
- Чиновники отвечают на все наши претензии бесполезными отписками, - говорит Лариса Штеле. - Объясняют нам, какую статью закона нарушил застройщик и все. Как будто мы сами этого не знаем. А глава строительного департамента Сергей Козубович, который в 2009 году подписал ввод на разрешение нашего дома в эксплуатацию, даже не постеснялся ответить письмом с одним и тем же содержанием дважды.
Отчаявшиеся жильцы решили идти в суд как обманутые потребители. Ведь на новостройки законом предусмотрен гарантийный срок длиною в пять лет.
- Мы получили некачественный товар и неоднократно обращались к производителю, чтобы он устранил недостатки, - говорят новоселы. - Но так как он отказался это делать добровольно, пусть выплачивает деньги.
По данным жильцов, на устранение строительных недостатков понадобится 40 миллионов рублей. Именно эту сумму они и требуют взыскать с застройщика. Хотя, если посчитать моральный вред за три года, который получило более 300 семей, цифра бы существенно возросла.
Впрочем, как только заявление от потребителей поступило в суд, в отношении "Стройбетона" в арбитражном суде было сразу же возбуждено производство о признании компании банкротом. По мнению жителей дома с плесенью, таким способом застройщик хочет уйти от ответсвенности. Ведь если они выиграют дело - следом же за ними пойдут жильцы других аналогичных домов, построенных как попало.
"РГ" будет следить за развитием ситуации.
Дмитрий Дмитриев, директор "Первого общества защиты прав потребителей":
- Я считаю, что у жильцов дома по адресу Тюленина, 12 высокая перспектива выиграть дело. Проблема в том, что в последнее время такая ситуация наблюдается повсеместно. Новый дом без недостатков - в настоящее время исключение из правил. К нам постоянно обращаются омичи с жалобами на строительные недоделки. В новых домах нередко отсутствует пожарная сигнализация, промерзают стены, отсутствует плитка на лестницах, плохо заделаны межпанельные швы. Застройщики очень часто экономят на так называемых "скрытых" работах, например, на шумоизоляции и утеплителе. За ввод эксплуатацию таких новостроек должен отвечать госсторойнадзор. Но то, что чиновники, мягко говоря, недорабатывают, видно невооруженным глазом. В моей практике был случай, когда дом по адресу Крупская, 6, корпус 1 был официально принят в эксплуатацию 30 декабря 2004 года. Однако на самом деле его построили только полтора года спустя.