10.06.2013 23:44
    Поделиться

    Сергей Сторчак: У РФ есть идеи по альтернативному финансированию экономики

    "Большая двадцатка" решила дать бой мировой офшорной экономике
    Как можно вернуть деньги из офшоров и снизить госдолг - этими вопросами озаботились страны "Большой двадцатки", рассказали вчера шерпа России, глава Экспертного управления президента Ксения Юдаева и замглавы минфина Сергей Сторчак.

    Россия отработала председателем в "двадцатке" почти полгода, уже намечены идеи, которые могут быть переданы в конце года "по наследству" следующему председателю - Австралии. А в ближайшее время состоятся Гражданский форум "двадцатки", молодежная и бизнес-"двадцатка". Они готовят рекомендации, которые найдут отражение в итоговом коммюнике лидеров. Его выпустят по итогам саммита G20 в сентябре, который пройдет в Санкт-Петербурге.

    Налоговая тематика в рамках "двадцатки" всплыла впервые. До этого "двадцатка" никогда налогами не занималась. Толчком, признала Юдаева, стали довольно громкие истории, связанные с уводом денег компаний и других плательщиков в офшоры. На это обратили внимание многие лидеры стран, и сейчас обсуждаются две инициативы. Это автоматический обмен информацией в налоговой сфере, а также механизмы, которые могли бы препятствовать легальному уводу прибыли в офшорные юрисдикции.

    Правда, пока о конкретике говорить рано, пояснила Юдаева "РГ": эксперты лишь обсуждают, каким может быть порядок действий при обмене информацией по налогам. Это - сложный вопрос, здесь много подводных камней, необдуманными действиями можно подорвать конкурентоспособность компаний, поэтому и решили начать с самого элементарного, рассуждает Сторчак. Тем не менее уже к июлю Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) подготовит для G 20 анализ того, что происходит в этой сфере, сказал замминистра.

    Сергей Сторчак посоветовал бизнесу искать замену банкам среди пенсионных и страховых фондов

    А к сентябрю, надеется он, будут готовы и рекомендации по допустимому уровню долговой нагрузки стран. Они, скорее всего, войдут в итоговое коммюнике. Впрочем, конкретных коэффициентов по допустимому уровню госдолга, как это установлено, например, в рамках Евросоюза, не будет, сказал Сторчак. Речь будет идти лишь о том, чтобы страны, имеющие большую долговую нагрузку, обнародовали свои фискальные стратегии, демонстрирующие тенденции по снижению госдолга. Потребовался почти год, чтобы партнеры по "двадцатке" признали правоту России и пришли к решению обратить пристальное внимание на политику госзаимствований. А уже в следующем году, рассчитывает Сторчак, в нашей стране попробуют отработать эту тематику с российскими регионами, чтобы обеспечить их долговую устойчивость в любой ситуации.

    Еще одним достижением российского председательства в G 20 Сторчак назвал обсуждение темы поиска альтернативных источников финансирования экономики. В последние годы главным источником финансирования были банки, но финансовый сектор оторвался от реальной экономики, стал жить сам по себе. Это привело к новым рискам, возникновению "пузырей" на различных рынках, а затем государствам пришлось тратить деньги на спасение финансовых институтов. Теперь, рассчитывает Сторчак, на сентябрьском саммите лидеры "двадцатки" выступят с заявлением, в котором четко скажут: больше за счет средств налогоплательщиков частные финансовые институты спасать никто не будет. "Мы очень надеемся, что в Питере лидеры поставят точку, скажут, что проблема решена. Ведь именно она стала одним из ключевых вопросов кризиса 2008-2009 годов", - напомнил замминистра.

    Между тем проблема поиска новых источников финансирования, считает Сторчак, особенно актуальна для России. Для ускорения экономического роста, пояснил он журналистам, основой основ должно быть развитие финансовых институтов, которые могли бы дополнить банковское кредитование. "Это даст реальную возможность большому количеству предпринимателей финансировать старт-апы, а они, в свою очередь, могут подтолкнуть экономический рост", - говорит Сторчак. Замену банкам замминистра советует искать среди долгосрочных институциональных инвесторов - пенсионных и страховых фондов, которые могли бы прийти на рынок акций и облигаций.

    Поделиться