Новая достопримечательность, появившаяся благодаря энтузиазму и стараниям руководителя творческо-экспериментальной мастерской "Архитектурная миниатюра" Юрия Воробьева - первая в серии из шести работ, которые планируется разместить на газонах парка в этом году. Место для них выбрали, что ни говори, удачное. Во-первых, на территории парка, заложенного XIX веке губернатором Александром Лопатиным (несколько лет назад ЦПКиО было возвращено историческое название - Лопатинский сад), сконцентрирована большая часть наиболее известных памятников, связанных со Смоленским сражением в Отечественной войне 1812 года. Здесь расположены могила генерала Антона Скалона, погибшего при обороне Смоленска от французов и похороненного с почестями в присутствии императора Наполеона, монумент защитникам Смоленска 4-5 августа 1812 года по проекту Антонио Адамини, открытый в 1841 году, а также памятник Софийскому полку, открытый в августе 1912 года в присутствии императора Николая II. Размещение в подобном интерьере архитектурных миниатюр, напоминающих о том, каким когда-то был город, как минимум, уместно. Во-вторых, территория парка охраняется, что обеспечит сохранность макетам, изготовление которых требует скрупулезности и огромного количества времени.
В ближайшем будущем в парке появится миниатюрная копия комплекса построек Авраамиевского монастыря с фрагментом Смоленской крепостной стены и Заалтарной башней, ведутся работы над макетом комплекса Троицкого монастыря.
Проект для Смоленска
Восстановлением исторического облика Смоленска москвич Юрий Воробьев занимается с 2009 года и преимущественно за собственный счет. Несколько лет назад он разработал проект крупномасштабного видеомакетного шоу, посвященного Смоленскому сражению 1812 года. Его корни следовало искать в знаменитой Бородинской панораме, но средства выражения предполагалось использовать современные - видео высокой четкости, лазеры, компьютерную графику и так далее. Высокие технологии позволяют создавать весьма реалистичные картины: поле сражения в нужные моменты затягивает дым, пушки - стреляют, деревянные постройки - полыхают, день - сменяется ночью.
Ничего подобного в России нет. Юрий Воробьев убежден, что создавать суперсовременный туристский продукт необходимо не в столице, где плотность достопримечательностей и без того зашкаливает, а в Смоленске. Представления, рассчитанные примерно на 40 человек, предполагалось устраивать в павильоне диаметром около 35 метров, основную площадь которого будет занимать макет Смоленска - такого, каким город был 200 лет назад - в масштабе 1:80. Действие было рассчитано на полтора часа, в течение которых зрители могли получить представление о том, что побудило Наполеона прийти в Россию, и какую роль сыграло в той кампании Смоленское сражение. Оно, по мнению авторов проекта, недооценено - командовал русскими войсками тогда не Кутузов, а Барклай-де-Толли, и это сказалось на недостатке пиара.
- Смоленское сражение не уступает, а по некоторым своим характеристикам и значимости превосходит Бородинское, - говорит Юрий Воробьев. - На Бородинском поле погибло 28 тысяч русских солдат и 23 тысячи французов, а в Смоленском сражении - 8 тысяч русских и 26 тысяч французов. И это притом, что оно состоит фактически из трех сражений - у Красного, под Смоленском и на Валутиной горе.
Домики на клумбах
Павильоном дело не ограничивалось. По задумке авторов, вокруг него должен развернуться парк с необычными "клумбами" площадью около 10 квадратных метров. Вместо цветов на них будут расти утраченные архитектурные сооружения Смоленщины в масштабе 1:20 - церкви, усадьбы и так далее. Эта часть проекта больше напоминала уже не о Бородинской панораме, а о популярных у туристов всего мира аттракционах, позволяющих побродить Гулливером среди достопримечательностей, самые высокие из которых доходят тебе до пояса.
Проект оказался слишком амбициозен для Смоленска. Какие-то готовые архитектурные миниатюры удалось разместить в усадьбе композитора Михаила Глинки в Новоспасском, что-то - во Фленове, что-то - в холлах общественных и административных зданий… В общем, весь он как-то распылился, однако в этом году благодаря поддержке администрации Лопатинского сада мало-мальски близкий к первоначальному проекту вариант задумки Юрия Воробьева все-таки начал воплощаться. На территории парка, кстати, нашелся и павильон, бывший зал игровых автоматов, где можно будет в перспективе разместить видеомакет Смоленского сражения. Энтузиасты мечтают, что эту постройку, удачно расположенную у крепостных ворот, предварительно можно было бы перестроить в виде кордегардии - помещения для караула.
Музей в овраге
Лопатинский сад - не единственная территория в Смоленске, которую сейчас насыщают содержанием специалисты мастерской "Архитектурная миниатюра" - историки, краеведы, искусствоведы, картографы, архитекторы. Уже в августе в городе появится музей православного зодчества под открытым небом.
- В историческом центре Смоленска есть удивительное место, где практически не слышно городского шума, - рассказывает Юрий Воробьев. - За стенами Свято-Троицкого монастыря, совсем недалеко от Успенского кафедрального собора есть овраг, по которому течет ручей, где находится святой источник, известный 800 лет. Овраг был сильно запущен, но мы занимаемся его расчисткой, а в дальнейшем планируем разместить здесь большие клумбы диаметром 6-8 метров, на которых будут установлены макеты самых знаменитых произведений православного зодчества в масштабе один к двадцати, позволяющем оценить не только красоту храмов, но и рассмотреть детали. Мы планируем сделать пару лесенок, по которым посетители смогут спускаться в музей, пешеходную дорожку, разбить на склонах оврага цветники, облагородить русло ручья, проложить пешеходную дорожку, кроме того, в перспективе здесь появится закрытый баптистерий, а святой источник будет помещен под крышу. Таким образом, в городе появится совершенно новая, уникальная туристическая зона.
Любая архитектурная идея в последние годы наталкивается в Смоленске на почти непреодолимые препятствия, связанные, в первую очередь, с выделением земли. Здесь же крупный туристический объект создается на территории, которая не только не привлекает застройщиков, но о которой и знает-то не всякий горожанин, настолько скрыто оно от посторонних глаз.
Создание музея под открытым небом - дело не одного года, но уже к концу лета определенная часть этого проекта будет завершена, и Юрий Воробьев надеется, что гости города, которые примут участие в праздновании 1150-летия Смоленска, уже смогут оценить первые результаты.
Справка "РГ"
Лопатинский сад был заложен губернатором Александром Григорьевичем Лопатиным в 1841 году на месте бывшей Королевской крепости. Место пользовалось дурной славой. Когда-то здесь размещалась тюрьма для политических преступников, в которой содержались польская знать, генеральный судья канцелярии гетмана Мазепы Василий Кочубей и полковник Полтавского казацкого полка Иван Искра, грузинский царевич Александр Багратович и даже бывший император Иоанн Антонович. Ходила по Смоленску и легенда о "Железной маске" - таинственном узнике, якобы содержащемся в этой темнице.
Стараниями губернатора Лопатина на месте мрачных тюремных строений появились ресторан и летний театр, на валах крепости - беседки и цветочные клумбы. Через пруд был переброшен деревянный двухарочный мостик, а древние валы соединила каменная арка, по сей день известная как Мостик вздохов, вокруг пруда и у лестниц, ведущих на валы, установили статуи античных богов. Вскоре Лопатинский сад стал местной достопримечательностью и был признан одним из лучших парков в России.