Постановление правительства по этому поводу должно быть подписано в ближайшие дни, надеется глава Минтранса Максим Соколов.
Речь идет о маршрутах, которые свяжут между собой узловые и другие региональные аэропорты. Там, где пассажиропоток не обеспечивает среднеотраслевую коммерческую загрузку в 70 - 80 процентов на воздушных судах с пассажировместимостью до 30 пассажиров. Такие перевозки не могут быть рентабельны, что и приводит к закрытию маршрута.
Государство намерено возмещать из бюджета расходы авиакомпаний на рейс. На Дальнем Востоке стоимость билета должна уменьшиться при перевозке между узловым и региональным аэропортом на расстоянии, не превышающем 1,8 тысячи километров. В остальных округах предельное расстояние составит 1,2 тысячи километров. Ежегодный пассажиропоток на таких маршрутах не должен превышать 10 тысяч пассажиров. Частота полетов быть не менее трех рейсов в неделю.
Между тем, уже обнаружились проблемы при реализации другого проекта по субсидированию региональных перевозок - в Приволжском ФО.
Проект запущен с 1 апреля. Предполагалось, что в дальнейшем приволжский опыт распространят в других регионах.
Сейчас понятна экономика каждого маршрута: какие рейсы рентабельны, какие могут стать рентабельными, какие планово убыточные, но необходимые. Открыты 20 авианаправлений. Перевезено более 17 тысяч пассажиров. Это более 40 процентов пассажиропотока региональной авиации в Приволжье за 2012 год, констатировал Соколов. Продано более 20,5 тысячи билетов.
Но все не так просто. Для таких рейсов планировалось приобрести 21 самолет, а закуплено и введено в проект всего семь. Должны быть задействованы 24 самолета, сегодня на линиях стоят 16, 12 непосредственно выполняют полеты.
"Высокая востребованность самолетов и их небольшое количество на рынке приводят к росту цен, задержкам с оформлением сертификации, таможенных процедур, обучением пилотов. Как результат - с 1 июня ряд рейсов оказывается несостоявшимся по причине отсутствия самолетов, что, безусловно, вызывает сомнения пассажиров в стабильности услуги в целом. В этой ситуации авиакомпаниям необходима поддержка государства в оптимизации процесса", - отметил полпред президента в Приволжском ФО Михаил Бабич.
Еще одной проблемой для развития региональных перевозок стали тарифы на аэропортовое обслуживание. Из 14 аэропортов, гарантировавших льготные условия региональной авиации, свои обязательства в полном объеме выполнили только четыре.
В себестоимости билета аэропортовые сборы составляют 20-25 процентов. При этом разницы в стоимости обслуживания для больших лайнеров и небольших региональных судов пока нет. Надо посмотреть, каким образом можно проработать с аэропортами вопрос снижения себестоимости внутренних маршрутов за счет тарифов для небольших самолетов, считает Бабич.
Минтранс намерен скорректировать программу в ближайшие две недели.