Сейчас в Перми идут испытательные работы новейшего семейства национальных двигателей.
Новое семейство двигателей, напомнил Мантуров, создается "с чистого листа", всего за три года. И имеет яркие конкурентные преимущества по количеству уникальных изобретений. В нем применяются инновационные сплавы и материалы, установлены ограничения по массе, шуму и выбросам вредных веществ.
Государство за 4 года вложило в эти разработки 26 миллиардов рублей и добавит до 2015 года еще 14 миллиардов.
Вслед за стендовыми испытаниями двигателя, до 2015 года начнутся летные. Параллельно проходит сертификация. Серийный выпуск первых двигателей для МС-21, сокращающих для авиакомпаний прямые эксплуатационные расходы в несколько раз, начнется с 2016 года. "В целом, мы идем в графике и рассчитываем, что сроки будут точно соблюдены", - сказал журналистам министр.
Успеху ПД-14, который и будет установлен на МС-21, сопутствует максимальная кооперация всех двигателестроительных предприятий, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро страны, отметил министр. "Такое - впервые. Даже в советское время у каждого из серийных двигателей был один разработчик",- пояснил Мантуров.
Только в тесной кооперации залог развития Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), которая выходит на мировые производственные и финансовые рынки как полноценный игрок наряду с такими компаниями, как Дженерал Электрикс, Роллс-Ройс, подчеркнул министр.
Во время посещения завода от министра ни на шаг не отходили восемь студентов Московского авиационного института (МАИ). Полгода назад во время программной лекции в вузе глава Минпромторга обещал молодым коллегам лично показать достойные отечественные разработки в области двигателестроения, познакомить с легендарными конструкторами, инженерами, учеными.
"Одно дело - что-то слышать об этом проекте, другое - видеть своими глазами",- доволен третьекурсник МАИ Георгий Гогаев. По словам Мантурова, цель совместного визита в том, чтобы талантливые ребята увидели огромный потенциал отрасли, сделали выбор и связали свою судьбу с нашей авиапромышленностью.
"Одна из технических лабораторий пермского завода была построена за счет министерства образования и обеспечивает сегодня стык образования, производства, испытаний, а в целом - трансфер научных технологий",- сказал Мантуров.
На вопрос "РГ", собирается ли государство в перспективе предоставлять льготы молодым инженерам, как, например, учителям и врачам, министр ответил, что "это задача, в первую очередь, конкретных производственных предприятий", которые хотят привлекать к себе молодежь, обеспечивать достойными условиями труда и быта".
Двигателестроительная корпорация в данном случае делает все, чтобы молодежь тянулась - успешные предприятия "гасят" проценты по ипотеке, обеспечивают достойной зарплатой, карьерными стимулами.
Справка "РГ"
Ближне-среднемагистральные самолеты МС-21 с новыми двигателями придут на смену Ту-154 и Ту-204 как на российском, так и международном рынке. По данным Минпромторга уже сегодня в портфеле заказов - 256 воздушных судов, на 135 - есть твердые контракты.