На пятидесяти с лишним мероприятиях форума уже побывало почти 40 тысяч человек. Их полку прибудет, так как фестивальные выставки будут работать до конца июня. Год назад посетителей было на 10 тысяч меньше. Динамика, пошутил губернатор Алексей Гордеев, "соответствует темпу экономического роста" - мол, в регионе повышается не только благосостояние, но и культурный уровень людей.
На церемонии закрытия знаменитому пианисту, дирижеру и композитору, народному артисту РФ Михаилу Плетневу вручили Платоновскую премию (500 тысяч рублей) "за глубину и гармоничность интерпретации мирового музыкального наследия".
- Эта награда стала для меня полной неожиданностью: Андрей Платонов и я? Что же я такого написал? Были рассказики дурацкие - неужели, думаю, за них? - поделился впечатлениями новоиспеченный лауреат. - Ну а если награда дана за музыкальные достижения, то в значительной степени она должна принадлежать всему Российскому национальному оркестру (входит в двадцатку лучших оркестров мира; Плетнев - его основатель, худрук и главный дирижер. - "РГ"), который издает те самые звуки, которые вы воспринимаете как гармонию. Я же им только руковожу - и это, поверьте, гораздо сложнее, чем управлять самолетом. Летать - мое хобби, сейчас пытаюсь еще вертолет освоить, но там у меня как-то совсем ничего не получается: видимо, старый стал, тупой… А с оркестром на каждой репетиции новые задачи встают, как бы ни казалось, что за 20 с лишним лет всему научился.
Знаменитый дирижер привез в Воронеж по-своему уникальную программу, по традиции фестиваля связанную с эпохой Андрея Платонова. В первом отделении прозвучали "Времена года" Александра Глазунова - старшего современника писателя. Во втором - 12-я симфония младшего современника, Дмитрия Шостаковича, имеющая подзаголовок "1917-й год" и посвященная памяти Ленина.
- Сначала вы будете под Глазунова улыбаться, вспоминать детство, зимние забавы, пение птичек - а потом мы всю эту идиллию уничтожим Шостаковичем. Так, как это и произошло в жизни, - пояснил Плетнев. - 12-я симфония исполняется крайне редко. И у нас, и на Западе. Рихтер в дневнике охарактеризовал ее как неудачную… Она действительно покажется плохой, если понимать замысел буквально: I часть - "Революционный Петроград", II - "Разлив", III - "Аврора", IV - "Заря человечества". Но Шостакович (как, на мой взгляд, и Андрей Платонов) был вынужден выражаться "эзоповым языком", потому что не мог напрямую говорить о тех проблемах, которые его занимали. Сталин относился к этому композитору так же, как к Платонову, о котором однажды сказал: "Талантливый человек, но сволочь". Одного перестали печатать, как Зощенко, другого - исполнять. Ростропович, друживший с Дмитрием Дмитриевичем, рассказывал, что у того дома не один год лежала котомка: сухари, носки… - и, заслышав шум автомобиля под окнами, Шостакович выходил на лестничную площадку, чтобы жена и дети не видели, как его арестуют. Чудо для нас, что его и Платонова не перемололи в лагерях или на Лубянке! Так вот, в гениальной симфонии № 12 он выражается двойным "эзоповым языком". За внешней торжественностью скрывается скорбная и жестокая поэма.
"На бис", словно для восстановления гармонии бытия, Российский национальный оркестр подарил публике философскую интерпретацию "Арии" из оркестровой сюиты № 3 Иоганна Себастьяна Баха.
Михаил Плетнев, выдающийся российский пианист и дирижер:
- Кто из современных композиторов смог запечатлеть свою эпоху? Вы удивитесь, но сейчас мне очень нравится Александра Пахмутова - это Шуберт нашего времени. По разнообразию мотивов, по мелодизму. Все прекрасно помнят ее песни, написанные 30-40 лет назад: "Надежда - мой компас земной…" Значит, в них и отражено что-то знаковое. А настоящее время мне непонятно. Его скорее можно назвать безвременьем. Чем в музыке отражается безвременье?