Красный крест не подтверждает применение химического оружия в Сирии

Арабский регион находится только в самом начале долгого периода трансформаций. К такому выводу пришли участники прошедшей сегодня в Институте мировой экономики и международных отношений РАН конференции "Типология конфликтов: "новые войны" и ситуация на Ближнем Востоке".

Проблемы, стоящие перед новыми режимами, установившимися в результате "арабской весны", и перед "старыми монархиями" региона эксперты оценили по-разному. Например, профессор Российского государственного гуманитарного университета Григорий Косач увидел в современном Египте признаки "постбратского переустройства". Нынешнего золотовалютного резерва страны хватит на три месяца. Внешняя помощь не бесконечна, хотя Каир близок к подписанию договора о кредитах от МВФ, и регулярно получает спонсорство от Катара. Тем не менее слабая экономика может в какой-то момент изменить баланс политических сил в Египте. Кто придет на смену братьям-мусульманам, сейчас предсказать сложно. Несмотря на достаточно ощутимое влияние светских сил, это могут быть джихадистские группировки, сейчас ставящие себя вне политического процесса. Или салафиты, среди которых директор Института востоковедения РАН Виталий Наумкин встретил много "модернизированных, молодых, энергичных, хорошо образованных людей", которых нет среди "братьев-мусульман".

В свою очередь, заведующий Центром цивилизационных и региональных исследований Института стран Африки РАН Игорь Следзевский считает, что сильно увеличившаяся в результате "арабской весны" политизация народных масс, вкупе с рядом других факторов, может привести к частой смене режимов. Улица ждет принятия конкретных программ и решений. Если она их не получит, она может вновь напомнить о себе.

Директор Центра партнерства цивилизаций МГИМО Вениамин Попов уверен, что жители арабских стран в целом отказались от вестернизации общества. Произошло это в 1967 году после того, как "маленький Израиль всего за шесть дней разбил армии трех арабских государств". Объяснить, как такое произошло, по мнению Попова, смогли только исламисты, заявившие, что это наказание Аллаха за неправильный образ жизни. Тем не менее значительная часть сторонников западных ценностей в исламском мире все еще остается. Противостояние этих двух групп будет ключевым как для Ближнего Востока, так и для Европы.

А, по мнению Виталия Наумкина, дело, наоборот, идет к кризису исламизма. Например, в Тунисе, по его словам, светские силы уже активно борются с традиционалистами и в повседневных вещах уже побеждают. Да и правящая партия "Ан-Нахда", считающаяся умеренно исламистской, по мнению многих, самая демократическая и светская из всех исламистских. К тому же, она состоит в альянсе не с салафитами, а с двумя светскими партиями.

Естественно, больше всего разговоров на конференции было о Сирии. Большинство участников поддержали позицию российского МИД по этому конфликту и усилия по организации новой международной конференции в Женеве. Своеобразным "гвоздем программы" стало выступление главы управления оперативной деятельности в странах Ближнего Востока Международного комитета Красного креста Роберта Мардини. Он признался, что разрыв между тем, что делается и что должно делаться, постоянно увеличивается. МККК даже пришлось в этом году увеличить финансирование сирийской операции в два раза до 180 миллионов франков в год. В планах Красного креста и волонтеров Красного полумесяца ежемесячно обеспечивать питьевой водой 12,5 миллионов человек и едой 450 тысяч человек по всей стране, а также в 1,7 раза увеличить оказание медицинской помощи и организовать уборку свалок, стихийно образовывавшихся в результате гражданского конфликта. По словам Мардини, активисты организации имеют доступ практически во все регионы страны, и тем не менее они до сих пор не получили никаких доказательств применения химического оружия хотя бы одной из сторон.

В разговоре с корреспондентом "РГ" Мардини признался, что основную сложность в работе МККК в Сирии представляет необходимость постоянно вести переговоры о допуске в те или иные места. По его словам, правительство по крайней мере на словах всегда пытается помочь, но его усилия иногда тормозит бюрократический аппарат. Некоторые же повстанческие группировки даже не знают о существовании такой организации, как МККК. Им приходится долго и методично рассказывать о своей деятельности, чтобы они пропустили грузовики с помощью через свои блокпосты. Осложняет дело раздробленность оппозиции и существование большого количества группировок, ведущих боевые действия на территории Сирии. По мнению Мардини, выйти из этой ситуации можно, только остановив кровопролитие. Поэтому он очень надеется на совместные и скоординированные усилия России, США, ООН и Лиги арабских государств в этом вопросе.