Представляли этот проект Анна Нетребко и Дмитрий Хворостовский в в небольшом зале отеля "Балчуг-Кемпински", до отказа набитом журналистами и камерами. Уже позже, в ходе пресс-коференции Анна Нетребко жизнерадостно призналась журналистам: "Ребята, мы вас любим!", но начало презентации было омрачено затянувшимся на полчаса ожиданием задерживающихся артистов. Последовали краткие речи организаторов и спонсоров, сообщивших, что концерт на Красной площади увидят по трансляции не только в России, но и в Европе, покажут в Японии и в Америке, а также, что подобное масштабное "мероприятие" состоится " впервые в нашей стране".
Артисты же признались, что очень волнуются. Но, если Анна Нетребко впервые выйдет петь на Красную площадь, то Дмитрий Хворостовский булыжные "подмостки" освоил еще в 2004 году, когда пел здесь под руководством того же Константина Орбеляна программу из оперных арий и песен военных лет. "Мои впечатления о первом концерте на Красной площади самые благоприятные, сродни какому-то чудесному явлению, - поделился артист. - Я помню, что была неважная погода, но во время концерта появилось солнце, был потрясающей красоты закат. Программа была составлена из арий русских композиторов, и когда я пел арию князя Игоря на закате солнца, я чувствовал себя в совершенно удивительном, уникальном качестве. А когда начал вторую часть концерта песней "Солдаты идут", под эту песню вошли президент России Владимир Путин и президент Египта Хосни Мубарак". Этого концерта, по словам, артиста, забыть нельзя никогда.
Кстати, на нынешний концерт, бесплатный для публики, президент тоже приглашен. По поводу благотворительного аспекта предстоящего события Анна Нетребко заметила: "Так и должно быть. Я очень счастлива, что могу стать частью таких благотворительных концертов и помогать. У меня тоже есть организация, фонд, и мы достаточно много средств перечисляем институту Турнера в Петербурге (Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Г. И. Турнера. - прим авт.). И это только начало, мы будем продолжать".
Программу концерта артисты составили с учетом значительной даты - 200-летия Верди. Из его музыки будет состоять не только первое отделение, но и часть второго, где также прозвучат арии и дуэты из опер Пуччини, Чайковского. Дмитрий Хворостовский пояснил журналистам, что Анна выбрала относительно новые для нее произведения: "Трубадур", "Андре Шенье", "Онегин". "Аня на протяжении всей ее карьеры постоянно движется вперед, меняет репертуар, выбирает вещи, казалось бы, не подходящие ни к ее амплуа, ни к ее внешности, ни к характеру. И потом удивляет мир своими победами", - рассказывал Хворостовский. К слову, два месяца назад Анна дебютировала в партии Татьяны из "Евгения Онегина" в Венской опере. "Я был ее первым Онегиным и с большой гордостью к этому отношусь, - сообщил Хворостовский и добавил, что с нетерпением ждет дуэта Татьяны и Онегина на Красной площади, а Анна, в свою очередь, призналась, что ждет "биса". Тайна его тут же была раскрыта: "Подмосковные вечера".
Надо заметить, что звезды оперы были в прекрасном настроении, беспрерывно шутили, смеялись, мяукали "кошачьим" дуэтом из Россини. Хворостовский даже пообещал "прокукарекать" на Красной площади, если Анна выиграет пари, что партия Леди Макбет Верди станет ее лучшей ролью (в следующем сезоне Нетребко дебютирует в этой партии. - прим. авт). Хворостовский расхваливал партнершу: "Аня представляет другое лицо России: это и красота, и задор, и обаяние, это и какой-то совершенно удивительный магнетизм на сцене, который притягивает людей, даже посторонних жанру классической музыки или оперной музыки. Очень много людей, благодаря дару и творчеству Ани пришли в мир классического искусства… Ее Наташа Ростова совершенно феноменальная… Ее Марфа в "Царской невесте" уникальна". "Хватит меня хвалить!" - отбивалась Нетребко.
Они пели вместе на многих сценах мира, но ни разу - в Мариинском и в Большом. Хворостовский по этому поводу заметил: "Очень многие вещи не зависят от нас, от нашего желания. Есть достаточно суровая действительность, и, конечно, хотелось бы победить эту действительность и сделать так, чтобы мы спели вместе в Большом и в Мариинском театре", а Нетребко добавила: "Я не думаю, что это дирекция Большого театра противится, или я. Просто мы не можем до сих пор договориться. Это глупость, но это факт. Я думаю, что надо все-таки сговориться и приехать выступить . Честно скажу, что я не хочу петь "Травиату". Я столько их спела в своей жизни, что теперь пускай молодежь осваивает эту замечательную оперу, а я перейду на совсем другое".
Тема Большого театра, как "горячей точки" российской культуры вклинилась резким острым углом в благостную атмосферу встречи, и на вопрос, что думают сами звезды об увольнении Николая Цискаридзе из Большого театра, последовали краткие жесткие ответы, завершившие пресс-конференцию:
Анна Нетребко: Это их личное дело. Надо уволить всех и все абсолютно кардинально поменять в этом театре. Буквально, с ног на голову. Может быть, тогда это возымеет действие.
Дмитрий Хворостовский: Я об этом неоднократно говорил: это участь любого репертуарного театра. Когда ярчайшие звезды работают в театре год-два-три, это подобно "паукам в банке". Понимаете, что начинается? Любому артисту - и балетному тоже, нужен свежий воздух. Хотелось бы пожелать, чтобы поменялась сама система прежде всего.