Такая рекомендация содержится в постановлении, которым правительство утвердило новое Положение о жилищном надзоре.
Нарушений в жилищно-коммунальной сфере масса. Население чувствует себя абсолютно незащищенным. Тем более что нередко и управляющие компании, и ресурсоснабжающие организации имеют прочные связи с местными администрациями. Так что понятно стремление правительства выстроить независимую службу, оперативно и непредвзято реагирующую на сигналы о неблагополучии в ЖКХ. Другое дело, насколько зафиксированные на бумаге положения удастся перенести в реальную жизнь.
"Документ определил обязанности и порядок работы жилинспекций. Этого документа ждали все - и региональные инспекции, и жители, - пояснил "РГ" эксперт по жилищному праву, ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев. - Нам нужен сильный, независимый и быстро реагирующий жилищный надзор. Но до сих пор вне четко прописанного механизма работы жилищные инспекции в ряде регионов имели скорее декоративный характер".
Важно, что в постановлении правительства региональным администрациям рекомендовано установить такую численность инспекторов, которая бы "обеспечивала выполнение полномочий", возложенных на органы жилнадзора, подчеркивает эксперт. Сейчас во многих регионах жилищные инспекции настолько малочисленны, что они просто не в состоянии адекватно реагировать на все жалобы и запросы. Решения принимаются "заочно", без выезда инспектора на место и фактически без расследования. По мнению Гордеева, новое положение даст возможность жилинспекциям выделять средства на выездные проверки. Предусмотрена документом и возможность привлекать для экспертизы аккредитованных экспертов. "Например, если идут жалобы на качество воды, инспектор сможет заказать лабораторный анализ. Если какой-то конфликт требует юридического разбирательства, можно будет нанять грамотного юриста. В бюджетах жилинспекций должны быть предусмотрены средства на эти цели", - пояснил Гордеев.
Круг вопросов, с которыми можно обращаться в инспекцию, обширен. Предметом проверки может быть практически все, что имеет отношение к жилью. Порядок перевода нежилых помещений в жилые и обратно, признание дома непригодным для проживания, включение его в список аварийных домов, содержание и пользование общедомовым имуществом, управление домом, соблюдение энергоэффективности, правомерность создания и работа ТСЖ, кооперативов, правильность расчета квартплаты, качество предоставляемых коммунальных услуг - все это зона ответственности жилищных инспекторов.
Жилинспекция обязана работать не только с обращениями, но и проводить плановые, а также внеплановые выборочные проверки. Причем контролю подлежат не только управляющие компании, ТСЖ, жилкооперативы, а также советы домов, но и действия органов государственной власти, местного самоуправления, индивидуальные предприниматели. Например, жилищный инспектор может проверить, почему ветхий жилой дом не признается аварийным (это обязанность муниципалитета) или, напротив, почему переводится в аварийный фонд крепкое здание. Жилинспекция обязана отреагировать, если кто-то из жильцов не выполняет обязательные требования пользования жилыми помещениями (например, не соблюдает тишину в ночное время).
В случае если нарушение "тянет" на уголовное преступление, инспекторы должны подключить к расследованию следственные органы или прокуратуру. "Типичный пример - фальсификация протокола общего собрания собственников, это квалифицируется как мошенничество", - пояснил Дмитрий Гордеев.
Один из важнейших моментов: жилинспекции обязали регулярно, раз в год, отчитываться о проделанной работе. И хотя порядок раскрытия информации будут устанавливать сами регионы, сам принцип прозрачности, установленный документом федерального уровня, очень важен, считает эксперт.