Из всех событий второго дня салона в Ле Бурже для российской делегации самым ожидаемым был визит министра обороны. Высокие военачальники традиционно посещают Ле Бурже, а в позапрошлом году, например, с российской экспозицией внимательно знакомился Владимир Путин, бывший тогда премьер-министром. Стало традицией, что профильные министры бывают с рабочими визитами в Ле Бурже почти в обязательном порядке. В этот раз Шойгу был самым высоким госчиновником. Его ждали на всех стендах.
Однако пребывание главы военного ведомства в Ле Бурже прошло молниеносно, и на российские стенды он особого внимания не обратил - просто не хватило времени.
Визит на салон начался с посещения выставочного комплекса министерства обороны Франции. Шойгу приветствовал командир эскадрильи "Нормандия-Неман", летчики которой представляли гостям истребители "Рафаль" и "Мираж". Кстати, в эскадрилье чтут память о совместной борьбе с фашизмом, и в прошлом году в честь юбилея Сталинградской битвы один из истребителей украсили красными звездами, а на крыльях написали цифры: 1942-2012.
Министр обороны России тепло пообщался с французскими летчиками, затем осмотрел еще несколько французских экспозиций. Руководители приборостроительной корпорации Safran показали ему весьма сложный прибор, выставленный на стенде. Изюминка была в том, что создан он совместными российско-французскими усилиями - и по своим характеристикам оказался одним из лучших в мире.
Сергей Шойгу задержался у полноразмерного макета вертолета Ка-62, строительство которого в окончательном варианте завершается. Вертолет и смотрится очень красиво, и по своим характеристикам среди российских машин аналогов не имеет. Кстати, первоначально он создавался по заказу Министерства обороны под маркой Ка-60 и носил имя "Касатка". Но не сложилось. Гражданская версия выходит раньше. Впрочем, не исключено, что к идее строительства таких вертолетов для нужд военных еще вернутся - не зря же Сергей Шойгу выделил лишь эту машину среди всей российской стендовой экспозиции. На открытой же площадке министр подошел к Су-35С, который как раз готовился к демонстрационным полетам. Президент ОАК Михаил Погосян дал ему исчерпывающую характеристику по истребителю и поделился тем, как восторженно встречают посетители салона пилотаж Су-35С.
А больше всего времени Сергей Шойгу отвел знакомству с продукцией австрийской компании Diamond Aircraft Industries. Она специализируется на создании легких самолетов из композиционных материалов. И буквально накануне корпорация Ростех заключила соглашение с австрийцами о строительстве сначала для России, а потом и в России самолетов Diamond в самых различных вариантах.
Сергей Шойгу отметил простоту показанных ему машин, высокие технико-экономические характеристики и их универсальность. В его восприятии немалую роль сыграло, наверное, то, что он много лет возглавлял МЧС, а самолеты Diamond - идеальные воздушные наблюдатели. Они оснащены современными комплексами мониторинга земной и водной поверхности, работающими днем и ночью в любых погодных условиях. Таким самолетам применение в России найдется.
Среда в Ле Бурже началась с сильного дождя. К обеду обещают прояснение, так что воздушный праздник продолжится. Правда, из российских самолетов будет летать только Як-130. Остальные отдыхают.