Планируется, что по поручению правительства созданием такой системы займется министерство связи и массовых коммуникаций России. Но уже сейчас любой гражданин может высказать свое мнение по поводу данной инициативы: прочитать же проект постановления правительства о федеральной государственной информационной системе "Народный контроль" можно на сайте "Российской газеты".
В чем-то новый народный контроль будет напоминать большую жалобную книгу, выложенную в Интернете. Заходите, открывайте, пишите. Пользователи смогут заполнять специальные формы, прикладывая к письму в том числе фото- и видеоматериалы. Однако у проекта есть одно ключевое отличие от собственно жалобной книги: от людей ждут не рассказов о личных обидах, а сообщений о реальных проблемах. Поэтому и речь пойдет о делах государственной важности. Специальные разделы портала разобьют по самым насущным для обычного человека темам: проблемы здравоохранения, школ, детских садов. Послать сигнал можно будет и по поводу вопиющих нарушений дорожных правил водителями, стихийных и мешающих проезду парковок, разбитых дорог и тому подобное.
Еще в тревожном списке связь, почта, нелегальные свалки и многое другое. В общем, проблемы, как говорится, на любой вкус. Разве что на сварливую тещу нельзя будет пожаловаться, с данным вопросом придется разбираться самому. Зато если кто-то наткнется на нелегальное казино, об этом можно будет сразу же проинформировать правительство через данную систему. В целом "Народный контроль", как говорится в пояснительной записке, обеспечит гражданам возможность оценивать деятельность федеральных органов исполнительной власти и местных властей путем размещения в системе уведомлений о соответствующих проблемах.
Остальные пользователи портала смогут присоединяться к любому уведомлению народного контроля. Ставить что-то вроде "плюс один", мол, да, меня это тоже волнует. "Присоединение к существующему уведомлению (голосование за него) повышает приоритет соответствующего уведомления", - говорится в проекте документа.
Выражаясь современным интернет-языком, чем больше "лайков" соберет жалоба, тем серьезней к ней должны отнестись чиновники. Раз народ волнуется, значит, затронута болевая точка.
Согласно проекту, после запуска системы министерство связи и массовых коммуникаций будет каждый квартал докладывать в правительство об основных направлениях поступивших уведомлений, устранении нарушений, выявленных по результатам обработки указанной информации. Также на портале будет публиковаться и статистическая информация, где на что жалуются, как часто и т.п. По этим цифрам, кстати, можно оценивать и ситуацию в том или ином регионе, и эффективность местных руководителей. Ведь дыма без огня не бывает, один сигнал еще может быть наветом, когда таких сигналов много, их уже не отбросить.
Разбираться с жалобами будут инстанции, отвечающие за соответствующую сферу. Но граждане смогут отслеживать, куда ушел сигнал и в каком статусе сейчас находится жалоба. Если придет отказ, он должен быть мотивированным. При поступлении массового количества, а также однотипных уведомлений граждан в рамках обозначенной территории или типа проблемы, ответственные исполнители должны будут формировать обобщенное краткое описание указанной проблемы. Чиновникам придется признать, что да, проблема есть, описать ситуацию, возможно, даже объясниться.
В целом государство сейчас активно развивает информационные технологии, это давно не новость. Передовым регионом в этом плане стал Татарстан: именно там уже несколько лет назад был внедрен проект "электронное правительство". "РГ" не раз писала о нем. Именно в республике стали первыми вводиться электронные очереди в детские сады и электронная запись в больницы, появилась возможность бронировать свадьбы через Интернет и многое другое. Теперь подобный опыт распространяется по всей стране. Через Интернет планируется и отслеживать качество государственных услуг, чтобы улучшать их.
Например, в мае в рамках реализации стратегии по повышению качества госуслуг, оказываемых в электронном виде, был запущен пилотный проект по их оценке по SMS. Сейчас реализуется первый этап внедрения системы мониторинга: граждане могут оценить качество услуг, предоставляемых Росреестром, по пятибалльной шкале через SMS. Частью будущей большой системы станет и предлагаемый проект народного контроля.