Посетители здания, где расположилось представительство всемирной организации, с удовольствием фотографировались около модели нашей планеты с установленными на ней флжками, символизирующие Знамя Мира. После импровизированной фотосессии люди оглядывались по сторонам и, привлеченные картинами Николая Рериха, начинали знакомство с выставкой "Пакт Рериха. История и современность".
Основная задача экспозиции, организованной Международным центром Рерихов (МЦР) совместно с Комитетом по сохранению наследия Рерихов, - напомнить о необходимости объединения усилий мирового сообщества во имя сохранения и защиты культурного достояния человечества. Мир на планете Земля возможно сохранить, по глубокому убеждению Николая Рериха, только сохранив на ней культуру.
Поэтому лейтмотивом Пакта был его призыв: "Мир через культуру". Все эти цели вот уже как почти 80 лет прописаны в Пакте Рериха. Документ, увековечивший имя его автора, выдающегося русского художника, мыслителя, гуманиста и общественного деятеля Николая Рериха был подписан еще в 1935 году, став первым в истории международным договором о защите культурного наследия. Но, как выясняется, сегодня мало кто осведомлен о его существовании.
- В апреле прошлого года мы провели похожую выставку в Организации ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) в Париже и были удивлены, что многие работающие там представители других государств не имели представления о Пакте Рериха. Для нас это было неожиданностью, - говорит заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха Наталья Черкашина.
Получается, что если уж в ЮНЕСКО не все знают о Пакте, который лег в основу Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 1954 года, то что уж говорить о широкой публике? Дабы исправить это положение, МЦР и организовал масштабную международную выставку, которая с мая этого года начала свое турне по странам Латинской Америки, являющихся также подписантами Пакта Рериха. В экспозицию этих выставок вошли около 200 экспонатов.
- Необходимо просвещать общество, показывая то, что понимала великая семья Рерихов: каждый народ имеет собственные духовные ценности и памятники, нуждающиеся в охране, - подчеркнул президент МЦР Алексей Постников.
Центральное место на стендах, установленных в фойе одного из самых оживленных зданий комплекса, корпусе "Е", где традиционно проходят важнейшие конференции, занимают картины художника. Большинство из них так или иначе связаны с Пактом Рериха. Например, некоторые полотна были специально написаны к Международным подготовительным конференциям к принятию договора - в Брюгге в 1931 и 1932 годах и в Вашингтоне в 1933 году.
Далее им на смену приходят исторические фотографии. На них видны развалины Дрезденской картинной галереи, не пережившей бомбардировок Второй мировой войны, разграбленный и сожженный Гатчинский дворец под Санкт-Петербургом... Проходят годы, но ничего не меняется, вторят им современные снимки, демонстрирующие, что базовые принципы, заложенные в Пакте Рериха, и по сей день грубо нарушаются: уничтоженная талибами статуя Будды в Бамиане, разграбленный Национальный музей Ирака, разрушенные мечети в Косово и храмы в Сирии...
Фотографии говорят сами за себя. Поэтому именно сейчас, уверены в МЦР, Пакт Рериха как никогда актуален и, в отличие от Гаагской конвенции, всеобъемлющ, так как более полно охватывает все сферы культурной деятельности человечества и обязывает защищать не только объекты культуры в мирное и военное время, но и весь персонал, работающий на этих объектах.
Заместитель генерального директора музея по научной работе Виктор Фролов, в свою очередь, уверен, что проблема заключается в том, что человечество еще всерьез не приступило к реализации этих идей. "Реализация идей и статей Пакта, - считает он, - может потребовать дополнительных, конкретных мер, но сами они должны остаться нерушимыми, так как отвечают чаяниям подавляющего большинства человечества: культура содержит тончайшую энергетику, а мы посредством этой энергетики взаимодействуем с более высокими структурами Космоса".
По его словам, в настоящее время на Землю идут мощные потоки энергии из Космоса и только человек, обладающий высокой энергетикой культуры, способен ее ассимилировать, но он этого не сможет сделать, не сохранив на нашей планете культурное наследие человечества и не обогатив себя им.
Более того, Николай Константинович считал, что этот Пакт налагает обязательства не только на государства, его подписавшие, но и на общество в целом.
- Пакт Рериха имел широкую направленность и был рассчитан в какой-то мере на массовое движение в защиту культуры, - считает Людмила Шапошникова, первый вице-президент Международного центра Рерихов, генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха. - Николай Константинович писал: "Не устанем твердить, что, кроме государственного признания, нужно деятельное участие общественности. Культурные ценности украшают и возвышают всю жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми". Только общество в целом может реально сделать что-либо для культуры, ибо оно, а не власти предержащие, является ее носителем, оно, а не государственные чиновники, может реально организовать защиту культуры"... Сама культура, будучи пространством свободного творчества, имеет общественные и народные корни. Культура создается обществом и для общества. "Кроме правительственных распоряжений, - писал Николай Рерих в связи с Пактом. - Именно общественное мнение является первым охранителем национальных сокровищ, имеющих всемирное значение".
Выступая на открытии выставки, генеральный директор Европейского отделения ООН в Женеве Касымжомарт Токаев назвал выставку, а равно как и само заключение Пакта Рериха, уникальным событием.
- Оно уникально в том смысле, что философское мировоззрение Николая Рериха было облечено в юридическую форму, и это - редчайший случай в истории человечества и международных отношений, - сказал он, признав, что, по сути, Николай Рерих опередил свое время. - И хорошо, что выставка распространяет и объясняет идеи и философские концепции Николая Рериха".
И в этом, по мнению Токаева, большая заслуга Международного центра Рерихов, ассоциированного члена Департамента общественной информации ООН, который на протяжении многих лет ведет огромную работу по популяризации миротворческих идей Николая Рериха в мире.
Один из разделов экспозиции посвящен советскому и российскому дипломату Юлию Воронцову, который последние годы своей жизни являлся президентом МЦР и который приложил много сил для распространения идей Пакта Рериха.
- Он был не только выдающимся дипломатом. Работая послом в Индии, он приложил немало усилий, чтобы собрать наследие Рериха, разместить его в МЦР и через выставки, лекции, книги рассказывать о великом наследии международному сообществу, - заметил в свою очередь постоянный представитель РФ при отделении ООН и других международных организациях в Женеве Алексей Бородавкин. Кстати, Постпредство вместе с МИД России активно содействовали в организации этой выставки.
Речи дипломатов звучали с трибуны, возвышавшейся на фоне большой картины "Мадонна Орифламма", написанной Рерихом в 1932 году. Этот сюжет выбран совсем не случайно, так как в своих руках Богоматерь держит символизирующее Пакт Знамя Мира, белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными кругами. Это символ единства прошлого, настоящего, будущего в круге Вечности, а также символ единства науки, искусства и религии в круге Культуры.
- На выставке мы показываем, что этот символ прошел через века. Он использовался практически всеми народами, - рассказывает Черкашина. - Знак триединства виден на статуэтке индийского жреца, датируемой тремя тысячами лет до нашей эры, на греческих вазах, на мусульманских мечетях и на христианских храмах, на русских иконах и на японских гравюрах. Николай Константинович мечтал, что там, где будет развиваться Знамя Мира, не будет войн, не будут уничтожены памятники культуры, не будут убиты люди.
Словно в подтверждение того, насколько много еще предстоит сделать на этом пути, на большом глобусе, установленном при входе в выставочный зал, флажками отмечены координаты, где развевается это знамя. Мини-стяги с тремя амарантовыми кругами возвышаются над Москвой и Нью-Йорком, Нью-Дели и Буэнос-Айресом, над Южным и Северным полюсами... Но смотрятся они пока все-таки очень одиноко...
В начале мая подобная экспозиция была организована в столице Аргентины - Буэнос-Айресе. В этом и следующем году планируется их открытие в Уругвае, Перу, Чили, Бразилии, а также в Германии, Испании, Индии, Китае, Монголии, Японии и других странах мира.
Международный центр Рерихов при поддержке своего мецената Бориса Булочника совместно с Комитетом по сохранению наследия Рерихов стремятся к тому, чтобы эта выставка с призывом Николая Рериха "Мир через Культуру", приуроченная к 80-летию Пакта Рериха, которое будет отмечаться в 2015 году, побывала во многих странах мира.