"Если мы хотим, чтобы наши граждане более активно участвовали в правотворческом процессе и в строительстве правового государства, а мы этого действительно хотим, - подчеркнул глава Госдумы Сергей Нарышкин, открывая заседание президиума Совета законодателей, - то мы должны сделать так, чтобы отчет о состоянии российского законодательства был соответствующим по содержанию и доступным и по языку".
"Согласитесь, что и в законопроектах, и в принятых законах еще немало формулировок, допускающих множественное толкование, неоправданно затягиваются сроки принятия социально значимых законов", - покритиковала и глава Совфеда Валентина Матвиенко. Отчет о правоприменении законов президенту на стол ежегодно кладет минюст. Однако в Думе и СФ тоже готовят свои доклады, так что стремление трех структур синхронизировать свои действия и подготовить к ноябрю общий отчет вполне понятно. Тем более, как сообщил Коновалов, впервые законопроектный план работы правительства на 2013 год был разработан с учетом данных, представленных в отчете по мониторингу правоприменения, который готовит его ведомство. Причем из запланированного массива норм 11 федеральных законов уже приняты, шесть находятся на рассмотрении, по 16 ведется подготовка. Он поддержал идею создания сводного отчета рабочей группой при Совете законодателей, которой как раз к празднованию юбилея Федерального Собрания (в декабре. - Прим. "РГ") предстоит оценить состояние российского законодательства.
"Действующее сегодня законодательство является свидетельством стремительного и кардинального выстраивания новой правовой системы", - заявил глава Комитета ГД по конституционному законодательству Владимир Плигин и бодро оценил фронт работ. 4896 федеральных законов, причем 20 из них - кодексы да еще и 965 - ратифицированные международные акты. И это не предел, так, глава Мосгордумы Владимир Платонов напомнил собравшимся, что "самое непростое, самое изменяющееся - это избирательное законодательство". По данным Плигина, в пять основных избирательных нормативных актов поправки вносились 60 законами. "Нам нужно, чтобы мы очистили законодательное поле от ненужных законов, которые его замусорили", - размышлял председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин. А руководитель аппарата Госдумы Джахан Поллыева добавила, что есть "много нареканий по языку законодательства - для населения он непонятен, а он, наверное, должен соответствовать времени".
Любопытно, что и Матвиенко, и Нарышкин уверены, что одним из способов проверки качества законов станут осенние выборы, назначенные на 8 сентября. "Это будет очередной проверкой нормативной базы", - заметил председатель Госдумы. А Матвиенко добавила, что для СФ особое значение имеет изменившийся порядок избрания сенаторов. Минюст явно учитывает итоги правоприменения и для себя: в ходе вчерашней встречи с Нарышкиным Коновалов заметил: "Было бы правильным перенести акцент контроля за деятельностью НКО со стороны госорганов с профилактического в точечный и адресный". Министр считает, что "подвергаться проверкам в первую очередь должны те организации, в отношении которых имеются сведения, что они нарушают закон", поскольку в ходе проверок этих структур стало понятно, что нарушения там не носят системный характер.