"РГ" узнала о новых способах лечения рака в Татарстане

В Центре ядерной медицины начали применять современный метод диагностики рака.

Он позволяет выявлять метастазы на ранней стадии, когда их размер не превышает и двух миллиметров. Как это влияет на качество лечения и продолжительность жизни онкологических больных, корреспонденты "РГ" выяснили, побывав в открывшемся недавно отделении позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ).

О Центре ядерной медицины, который возвели в Казани в рамках национальной онкологической программы, "Российская газета" уже писала. Правда, тогда, на первом этапе, в строй была введена лишь современная клиника радиотерапии. А о создании ПЭТ-центра врачи только мечтали. И вот мечта сбылась.

Минуя холл, где пациенты в ожидании приглашения на процедуры внимательно следят за электронным табло, попадаем в новое отделение. Ощущение, что находимся как минимум на секретном предприятии. Санпропускники, лаборатории с множеством измерительных приборов, массивные двери. И всюду стерильная чистота, как в операционных.

- По сути, это небольшой завод, где производится препарат, необходимый для проведения ПЭТ-диагностики, - говорит главный онколог Приволжского федерального округа, главврач Республиканского клинического онкологического диспансера Рустем Хасанов.

Вслед за ним попадаем в "секретную" комнату, куда посторонним вход строго запрещен. В центре - огромный, белоснежный, совсем как айсберг, саркофаг весом 67 тонн. Специально для нас Рустем Шамильевич открывает тяжелые ворота, оказывается, так выглядит циклотрон - линейный ускоритель заряженных частиц, с помощью которого здесь получают радиоактивный изотоп. Становится не по себе. Радиационный фон-то, наверное, будь здоров!

- Когда "ворота" закрыты, пребывание здесь абсолютно безопасно для сотрудников, - объясняет главврач. - Они открываются, если происходит внештатная ситуация. Тогда сюда допускаются только обученные специалисты, которые знают, как себя защитить и сколько времени они могут здесь находиться.

Отсюда радиоактивный изотоп поступает в лабораторию синтеза, где его соединяют с лекарственным полуфабрикатом. При ПЭТ-диагностике злокачественных образований, как правило, используется глюкоза. Полученный радиофармпрепарат проходит проверку в расположенной по соседству лаборатории контроля качества и уже после этого передается в медицинскую часть ПЭТ-центра. Там индивидуально подбирают дозу для каждого пациента. После укола, который делают внутривенно, больные отправляются в специальную комнату, где, полулежа в удобных креслах, выжидают время - обычно около часа. Если в организме человека есть опухолевая клетка, она захватывает вещество и становится видимой с помощью специальных томографов.

Вот уже видны и границы опухоли, и метастазы - все как на ладони.

- Это позволяет врачам своевременно скорректировать лечение больного, - говорит Рустем Хасанов. - Если при исследовании на ПЭТ мы не выявим ожидаемого распространения опухоли, значит, предыдущее лечение пошло на пользу. Мы можем что-то отменить и тем самым сохранить здоровье, ведь у любого лечения есть побочный эффект.

По его словам, несмотря на то, что ПЭТ-диагностику только начали использовать (в Центр ядерной медицины ПЭТ поступил в конце апреля), нескольким пациентам врачи изменили план лечения. Это важно, ведь от того, насколько эффективно лечат больного, во многом зависит продолжительность его жизни и ее качество.

В настоящее время в ПЭТ-центре работают около ста специалистов, прошедших обучение в ведущих центрах России, Израиля, Турции, Италии, Германии. В развитых странах накоплен большой опыт применения ПЭТ-диагностики, но, как утверждает первый заместитель министра здравоохранения РТ Адель Вафин, многие аппараты, на которых там работают, по своим техническим характеристикам уступают казанскому аналогу.

По его словам, планируется, что в перспективе в Татарстане этот метод молекулярной диагностики будут использовать для лечения не только злокачественных образований, но и заболеваний нервной и сердечно-сосудистой систем.

В минздраве рассчитывают, что с введением в строй Центра ядерной медицины, где получают медицинскую помощь 300 человек в день, лечение онкобольных перейдет на качественно новый уровень.

между тем

ПЭТ-диагностика далеко не единственный метод, которым владеют татарстанские специалисты. К примеру, в клинике радиотерапии достаточно успешно используют современное оборудование - гамма-терапевтическую установку Teratron и линейный ускоритель Synergy S, позволяющие с высокой точностью облучать опухоли в трехмерном режиме. Одним из перспективных направлений радикальной лучевой терапии является внедрение радиохирургических методов лечения онкозаболеваний головного мозга. По словам заведующей радиологическим отделением N 1 Марии Аглуллиной, этот метод позволяет избавить больного от небольших опухолей мозга всего за один-три сеанса. С его помощью можно удалять и единичные метастазы в печени и легких.

Скоро в одном из корпусов Центра ядерной медицины в полную силу заработает отделение радионуклидной терапии, где для лечения рака щитовидной железы будут применять изотоп радиоактивного йода-125.

Потребность в лучевом лечении в республике высока. По данным Республиканского клинического онкологического диспансера (РКОД), в нем нуждается половина из 76,8 тысячи пациентов, состоящих на учете. Пока его получают лишь 20 процентов от общего числа нуждающихся. Но с открытием Центра ядерной медицины ситуация однозначно должна измениться к лучшему. Во всяком случае, попасть на амбулаторные сеансы лучевой терапии уже сейчас можно без очереди, по направлению из поликлиник РКОД.

Комментарий

Ольга Голодец, вице-премьер РФ:

- Такими учреждениями может гордиться не только республика, но и в целом Российская Федерация. Татарстан переходит на новый уровень оказания помощи пациентам. Нам нужно вернуть былую славу российской медицине. Мне кажется, что мы можем сами задавать мировые стандарты. Для этого нужно много работать, учиться, быть требовательными к себе. Причем всем, кто работает в системе: и чиновникам, и докторам.