08.07.2013 00:00
    Поделиться

    Игорь Слюняев: Программа переселения соотечественников востребована

    О создании общества взаимного страхования застройщиков, которое будет защищать интересы дольщиков, а также о том, кто и на какие деньги будет содержать объекты саммита АТЭС, какую помощь получат моногорода, зачем России центры толерантности, на "Деловом завтраке" рассказал министр регионального развития Игорь Слюняев.

    Как идет создание общества взаимного страхования застройщиков?

    Игорь Слюняев: Принято решение на законодательном уровне урегулировать проблему обманутых дольщиков на стадии принятия решений о долевом строительстве. Для защиты дольщиков решили сделать ставку на саморегулирование и рыночные инструменты. В конце 2012 года были приняты поправки в профильный 214-й закон, который обязал застройщиков страховать свои риски. Это можно сделать, заключив договор со страховой организацией или вступив в общество взаимного страхования. Оно будет формировать страховой резерв за счет отчислений участников. Из этого резерва дольщикам, если застройщик не выполнил свои обязательства, будут выплачиваться компенсации.

    В июне минрегион объявил конкурс по отбору учредителей общества взаимного страхования. До 16 июля планируем завершить эту работу. В состав учредителей войдут не менее 30 организаций, это крупные девелоперские компании. Само общество будет создано предположительно до конца июля.

    Что делает минрегион для решения проблемы моногородов?

    Игорь Слюняев: В России всего 329 монопрофильных муниципальных образований. Есть план мероприятий, направленный на обеспечение их социально-экономического развития. Этот план мы актуализируем ежегодно, 28 февраля текущего года была утверждена очередная его редакция. Что он в себя включает? Во-первых, мониторинг социально-экономического положения каждого моногорода. Отдельно ведется учет всех социально-экономических процессов в наиболее сложных муниципальных образованиях. Во-вторых, мы занимаемся выработкой рекомендаций по разработке программ комплексного развития моногородов, под которые они могут получить господдержку через федеральные целевые программы.

    Какие суммы запланированы на поддержку моногородов ?

    Игорь Слюняев: Порядка трех миллиардов рублей мы заложили в бюджет в рамках программы Фонда содействия реформированию ЖКХ. Еще пять миллиардов - на листе ожидания. Это те инвестпрограммы по девяти монопрофильным муниципальным образованиям, которые прошли экспертную оценку и получили одобрение во Внешэкономбанке. Плюс такая же сумма зарезервирована для помощи моногородам в федеральном бюджете на случай, если социально-экономическая ситуация будет ухудшаться.

    В некоторых регионах сейчас укрупняют муниципальные образования. Как вы считаете, это надо делать?

    Игорь Слюняев: В России более 23 тысяч муниципальных образований. От некоторых остались одни географические названия, это следствие депопуляции. Тенденция укрупнения муниципальных образований действительно прослеживается. Я считаю, что в некоторых случаях, к примеру, когда в населенном пункте три-четыре двора, укрупняться необходимо. Но важно не навредить, не потерять доступность услуги, государственной и муниципальной.

    Что вы думаете по поводу принципов распределения федеральной помощи между регионами?

    Игорь Слюняев: Я занял свою позицию, еще будучи губернатором. Если посчитать объемы финансовой помощи, которую выделяет субъектам федеральный бюджет, то две трети ее приходится на очень узкий круг регионов. Наша задача заключается в том, чтобы уровни бюджетной обеспеченности каждого региона, муниципалитета, каждого человека были максимально приближены. А набор и качество предоставляемых людям услуг было идентичным, независимо от того, где живет человек - в Москве, на Дальнем Востоке или на Северном Кавказе. В некоторых регионах нет ярких побед, но и в этих регионах живут наши сограждане, а не иностранцы. И если качество работы региональной власти не устраивает - совершенствовать механизмы управления, не помогает - тогда менять управляющих, а не наказывать людей через уменьшение объемов предоставляемой финансовой помощи. Это подход минрегиона.

    Читайте также

    Как идет ввод в эксплуатацию оставшихся объектов саммита АТЭС?

    Игорь Слюняев: Большинство уже введены в эксплуатацию. Это 10 комплексных объектов, в составе которых 320 зданий и сооружений общей площадью один миллион квадратных метров на острове Русский. В их числе комплекс зданий Дальневосточного федерального университета, в состав которого помимо учебных корпусов вошли общежития для студентов, пожарное депо, здание отдела полиции, улично-дорожная сеть, объекты инфраструктуры. В конце июня мы ввели в эксплуатацию Медицинский центр и учебный корпус медицинского блока Дальневосточного университета.

    По большинству объектов надлежащим образом оформлены права - земельные участки, объекты имущества, у них появились балансодержатели. В одном случае это Дальневосточный университет и минобрнауки, Росимущество, в другом случае - администрация города Владивостока и Приморского края.

    По постоянной схеме необходимо будет обеспечить водоснабжение острова Русский. Сегодня там работает опреснитель воды, но мы считаем, что этого недостаточно, если развивать эту территорию комплексно, необходимо нормальное, устойчивое водоснабжение. То же самое можно сказать и об энерго- и газоснабжении. Средства на эти цели заложены в бюджет на этот год.

    Что касается моего отношения, то нам был крайне необходим этот форум. Он придал импульс и динамику развитию всего Владивостока и всего Дальневосточного региона, помог заявить о себе как о державе среди государств Азиатско-Тихоокеанского региона.

    Местные власти говорят, что есть проблемы с окупаемостью объектов. Это так?

    Игорь Слюняев: Нельзя по объектам капиталоемким или социальным допускать прямой счет окупаемости. Речь может идти о мультипликативном социально-экономическом эффекте от ввода таких объектов в эксплуатацию.

    Поднимался вопрос содержания объектов, но средства, которые для этого необходимы, были предусмотрены в бюджетах разного уровня. Проблем с эксплуатацией сданных сооружений и инженерных систем, дорог, мостовых переходов на Дальнем Востоке по объектам форума АТЭС нет.

    Проходила информация, что минрегион собирается потратить 1,5 миллиарда рублей на создание центров толерантности. Чем они будут заниматься?

    Игорь Слюняев: Я с большим уважением отношусь к СМИ, но иногда информация передается не очень корректно. Есть Еврейский музей, удивительное место на базе выставочного центра "Гараж", где создан Центр толерантности. Там сконцентрированы современные технологии, история, традиции, культура - все в одном месте. Было принято решение, что нам необходимы подобные центры, ориентированные на людей разных национальностей и религий, в масштабах страны, потому что мы - страна с богатейшей историей, веротерпимая страна, страна, которая прошла очень непростой путь за тысячу лет. Мы должны научиться слышать и уважать друг друга, это то, чего нам катастрофически не хватает в современной жизни. Если это потребует денег, полтора миллиарда - не та цена вопроса, о которой стоит говорить. Тем более что речь не идет исключительно о строительстве. Речь о том, чтобы наполнить содержанием сферу межнациональных отношений. Научиться жить в мире и атмосфере взаимного уважения, любить и уважать друг друга.

    Читайте также

    Сфера межнациональных отношений - это полномочия минрегиона. Но в основном мы делаем упор на культурные проекты. А слова "культура" и "культ" - этимологически связаны. Кто занимается межконфессиональными отношениями в России? Никто. Есть инициатива РПЦ, мы услышим - поддержим. Есть инициатива мусульман - поддержим. Пришли иудеи - мы поддержим все разумное, что направлено на сохранение нашей страны и укрепление этнокультурных связей, в том числе и веротерпимости.

    Вы считаете, что с помощью таких центров людей действительно можно сделать толерантными?

    Игорь Слюняев: Мы открыты к любому предложению и готовы к диалогу. Еврейский культурный центр предложил создать Центр толерантности, почему нет? РПЦ говорит о том, что необходимо преподавание в школах основ светской этики и религиозных культур. Почему нет? Предлагайте! Это как пазлы, из которых складывается картинка многонациональной страны.

    В этом году по специальной программе в Россию должны вернуться 25 тысяч соотечественников. Насколько эти планы реальны?

    Игорь Слюняев: Программу добровольного переселения соотечественников не случайно решили сделать бессрочной. Она большинством наших соотечественников востребована. Возьмем текущий год. Мы ставим перед собой задачу переселения 25 тысяч соотечественников в течение 2013 года. За первое полугодие в Россию уже прибыло около 15 тысяч человек. Так что планы абсолютно реальны. Больше всего соотечественников принимают Омская, Калужская, Липецкая, Воронежская, Тверская области. В общей сложности туда на постоянное место жительство переехали 8500 соотечественников. Свои региональные программы переселения уже представили на согласование в минрегион 53 субъекта Федерации.

    Нет ли у вас опасений, что соотечественники будут переезжать в те регионы, где людей и так много, а в малонаселенные территории все равно никто не поедет?

    Игорь Слюняев: В программе впервые появилось такое понятие, как "территория приоритетного заселения". Это как раз те территории, где есть демографические проблемы. Принцип распределения федеральных денег между регионами конкурсный, мы отдаем приоритет тем субъектам, где есть демографическая напряженность, но есть и региональная программа переселения. А они, в свою очередь, создают условия для того, чтобы как можно больше соотечественников туда переезжали.

    Но на Дальний Восток пока не едут?

    Игорь Слюняев: Да, не очень активно. Но стоит задача создать условия, которые могут заинтересовать людей. В первую очередь это задача местных и региональных органов власти.

    В прошлом году звучала идея - передать управление федеральными округами от полпредств минрегиону. Обсуждается ли сейчас какая-то реформа функций полпредств?

    Игорь Слюняев: Сегодня точно не обсуждается. По моему мнению, институт полпредств работает очень эффективно. Если на первом этапе его задача была в том, чтобы привести в соответствие с федеральным законодательством все региональные нормативные акты - эту задачу полпредства выполнили блестяще, - то сегодня от них требуется полноценное участие в выработке социально-экономической политики субъектов. По каждому федеральному округу правительство приняло стратегию социально-экономического развития. До конца года планируем уточнить стратегии всех федеральных округов. По линии аппаратов полпредов в этой части идет большая поддержка. Такую же поддержку и помощь мы получаем в нашей повседневной работе.

    Кстати

    Правительство одобрило разработанный минрегионом проект федерального закона, снимающий ограничения на регистрацию в домах на садовых и дачных участках.

    Гражданам также будет предоставлено право переоформлять жилые строения, признанные пригодными для постоянного проживания, в качестве индивидуальных жилых домов.

    При этом регистрация по месту жительства в индивидуальном жилом доме не будет приводить к приобретению территорией статуса населенного пункта. Так что органы власти не обязаны будут заботиться о ее благоустройстве, создании и поддержании инфраструктуры.

    Поделиться