08.07.2013 23:39
    Поделиться

    Экс-министр железных дорог Китая приговорен к казни за коррупцию

    В Китае за взятки смертный приговор вынесен бывшему главе железных дорог Китая
    Бывший министр железных дорог КНР 60-летний Лю Чжицзюнь за получение взяток в особо крупных размерах, а также злоупотребление служебным положением приговорен к высшей мере наказания. Кроме того, он лишен пожизненно политических прав, а все его имущество подлежит конфискации.

    Такое на первый взгляд суровое решение огласил в понедельник пекинский суд. Но, вопреки ожиданиям многих, реальное наказание может оказаться не таким жестким, как звучит в официальной формулировке суда - "смертная казнь". Дело в чрезвычайно важной поправке - "исполнение приговора с отсрочкой в два года". В Китае это означает, что в течение этого периода адвокаты наверняка сумеют добиться смягчения приговора: смертная казнь вначале будет заменена на пожизненное заключение. Но оказывается, и это еще не все. По мнению экспертов, лет через 15-20 можно будет говорить и об условно-досрочном освобождении.

    Приговор суда вызвал недоумение по ряду причин. Во-первых, тяжесть совершенного преступления. Следствие доказало, что в период с 1986 по 2011 год, когда Лю Чжицзюнь занимал различные ответственные посты, в том числе и пост министра железных дорог, он получил взяток на сумму свыше 10 миллионов долларов. По неофициальным данным, бывшему чиновнику принадлежало также свыше 300 объектов жилой недвижимости в крупных городах страны. Получал он их в качестве благодарности за покровительство.

    Считается, что Лю Чжицзюнь покровительствовал как минимум 11 предпринимателям и чиновникам, создавая для них благоприятные условия для прибыльного бизнеса в железнодорожной сфере, а также продвижения по службе. Естественно, все не безвозмездно. В прессе широко освещаются махинации с тендерами на грузоперевозки, дорожное строительство и прочее, которые с завидным постоянством выигрывала некая Дин Юйсинь и компании ее ближайших родственников. Кроме того, при помощи экс-министра опять же семейство Дин Юйсинь приобрело пакет акций корпорации по производству колесной базы для высокоскоростных поездов. По разным оценкам, Лю Чжицзюнь получил от них около 8 млн долларов. Все это, как озвучено в приговоре суда, "принесло крупные убытки государству, а также нанесло колоссальный ущерб интересам страны и народа".

    300 объектов жилой недвижимости было конфисковано у экс-министра железных дорог КНР

    По данным следствия, Дин Юйсинь с помощью экс-министра "заработала" около 489 миллионов долларов. Суд постановил также заморозить все банковские вклады бизнес-леди, конфисковать все ее имущество, среди которого множество редких произведений искусства, драгоценности, ценные бумаги.

    Все это пойдет на покрытие ущерба, который принесли действия бывшего министра. Другой причиной, заставившей ожидать сурового приговора, стали неоднократные заявления руководителя страны Си Цзиньпина, вставшего у руля Китая в марте этого года.

    Судя по словам председателя КНР, борьба с крупными чиновниками-коррупционерами будет беспощадной. Поэтому и ожидалось, что фактически первое громкое дело при новом руководстве, когда на скамье подсудимых оказался функционер такого ранга, должно было стать показательным. Но, кажется, не станет.

    Кроме того, часть наблюдателей полагает, что Си Цзиньпин, несмотря на жесткие заявления, по некоторым вопросам занимает либеральные позиции, в частности, по приведению в исполнение смертных приговоров по делам, не связанным с насилием, убийством, терроризмом, попытками государственного переворота.

    Справка "РГ"

    В течение этого года правительство Китая намерено ввести в строй 5200 километров железнодорожных путей. А их общая протяженность через два года достигнет 120 тысяч километров. При этом особое внимание уделяется развитию высокоскоростных магистралей. В настоящее время Китай лидирует по протяженности действующих высокоскоростных железных дорог - 9,3 тысячи километров. Речь идет о магистралях, на которых поезда способны развивать среднюю скорость 200 км в час. Примечательно, что по этому показателю КНР опережает Европу и Японию вместе взятые. А к 2015 году должен быть реализован амбициозный проект по завершению строительства четырех веток - две с севера на юг, две с запада на восток. Это будет основа для национальной сети скоростных дорог, которая свяжет практически любой уголок Китая. К этому времени протяженность магистралей достигнет 18 тысяч километров. На эти цели из бюджета выделено 365 миллиардов долларов. Пекин заинтересован также в развитии международных путей сообщения с соседними странами. Сейчас активно прорабатывается вопрос о создании высокоскоростных линий с государствами Юго-Восточной Азии - Вьетнамом, Камбоджей, Лаосом и Таиландом. Планируется, что единая сеть начнет функционировать к 2020 году.

    Компетентно

    Всеволод Овчинников:

    - С тех пор, как полвека назад в Китае начались реформы, то есть трансформация централизованной плановой экономики в рыночную, возникла проблема преступного сращивания частного бизнеса с партийно-государственным аппаратом. Вместо того чтобы следить за соблюдением правил игры, то есть как бы служить рефери во время спортивного матча, чиновники нередко берут на себя роль игроков, то есть стремятся превращать власть в капитал, приносящий дивиденды.

    Кстати говоря, причиной многотысячных студенческих манифестаций на площади Тяньаньмэнь в 1989 году была отнюдь не борьба молодежи за права человека, как утверждали западные СМИ. Главный лозунг демонстрантов тогда был: "Дадао гуаньдао!" ("Долой продажных чинуш!") и направлен именно против вымогания взяток с предпринимателей.

    Когда я работал в Пекине в 90-х годах, там появились последователи Мавроди. Под предлогом налаживания производства одноразовых шприцев они создали пирамиду, приманкой для вступления в которую был доход в 5 процентов в месяц (то есть 60 процентов годовых).

    Нашлись руководители учреждений и предприятий, которые задерживали зарплату персонала, погашение счетов за электроэнергию и другие коммунальные услуги, вкладывали эти деньги в пирамиду и получали неплохой "навар". Но не прошло полугода, как правоохранительные органы КНР поняли суть жульнического замысла. Троих создателей пирамиды судили и публично расстреляли перед толпой. После этого других последователей Мавроди в Поднебесной больше не появлялось.

    Сейчас за любое мошенничество на сумму более одного миллиона юаней (примерно сто пятьдесят тысяч долларов) полагается публичный расстрел. Жесткость мер позволяет существенно ограничивать коррупцию, но не в состоянии искоренить ее полностью. Как мне объясняли собеседники в Пекине, государственным служащим порой удается превращать свою власть в капитал, то есть получать с нее какие-то дивиденды. Но, как подчеркивали мои собеседники, категорически не допускается превращение власти в товар, который можно купить. Не случайно в китайском политическом лексиконе нет слова "олигарх". "Партия никогда не допустит, чтобы хвост вертел собакой", - подчеркивали мои собеседники в Пекине.

    Конечно, сохранение коррупции является следствием того, что политические реформы в Китае пока отстают от экономических. Еще одна деталь. По указанию свыше на официальных встречах и банкетах с недавних пор перестали подавать крепкие напитки. До размеров Горбачевской антиалкогольной кампании дело не дошло. Но, как не без оснований считает руководство, "коррупция произрастает со дна бутылки". Так что широкий набор мер - от публичных расстрелов до банкетов без крепких напитков - направлен на то, чтобы если не искоренить, то существенно ограничить коррупцию в Поднебесной.

    Громкие процессы

    Агентство "Синьхуа" отмечает, что с 2007 по 2012 годы в Китае было возбуждено 643 тысячи уголовных дел о коррупции (то есть почти 100 тысяч в год), в результате которых были наказаны 668 тысяч чиновников разных уровней. Самым громким коррупционным скандалом последних лет стало дело бывшего члена политбюро и одного из главных претендентов на должности в высших эшелонах власти в Китае Бо Силая. Он до сих пор дожидается суда в тюрьме Пекина. В 2007 году экс-председатель государственного управления КНР по надзору за качеством продуктов питания Чжэн Сяосюй был казнен за многократное получение взяток, общая сумма которых превысила 800 тысяч долларов. В 2008 году к смертной казни за коррупцию был приговорен вице-мэр Пекина Лю Чжихуа. В качестве главы комитета по управлению научно-техническим парком, а также ответственного за строительство спортивных и транспортных объектов к Олимпийским играм он был уличен в 10 случаях взяточничества. В 2009 году за взяточничество в размере четырех миллионов долларов и нецелевое использование денежных фондов казнили президента компании Capital Airports Holding Co. Ли Пэйина. В 2009 году суд Пекина приговорил к смертной казни с отсрочкой в два года экс- президента крупнейшей нефтехимической компании Sinopec Чэнь Тунхая. Его уличили в получении взяток на общую сумму 27,5 миллиона долларов. В 2011 году предпринимателя Чжан Чуанцзяна, занимавшего руководящие посты в компаниях China Mobile и China Netcom Group Corporation, за взятки приговорили к смертной казни с отсрочкой на два года. В 2011 году за взятки были казнены вице-мэры городов Ханчжоу и Сучжоу Сюй Майюн (получивший в качестве взяток 30,5 миллиона долларов) и Ци Жэньцзе (незаконно обогатившийся на 15 миллионов долларов).

    В 2012 году бывшего секретаря районного комитета коммунистической партии Китая Лэй Чжэнфу осудили на 13 лет лишения свободы за взяточничество и обязали выплатить штраф в размере 300 тысяч юаней (почти 49 тысяч долларов). В 2013 году глава провинции Шаньдун Хуань Шен был приговорен к пожизненному тюремному сроку. Следствие установило, что за 13 лет Хуань получил от предпринимателей взяток на сумму 12 миллионов юаней (около двух миллионов долларов).

    Подготовила Анна Федякина

    Поделиться