09.07.2013 09:34
    Поделиться

    В Самарской области прошли два традиционных фестиваля авторской песни

    В Самарской области завершились два фестиваля авторской песни. "Старая" и "новая" Груши, как называют в народе две поляны - на Мастрюковских озерах и Федоровских лугах - вопреки ожиданиям, так и не объединились. Хотя о том, что между фестивалями нужно наладить хотя бы плодотворное сотрудничество, заявил и побывавший на них с неофициальным визитом министр культуры РФ Владимир Мединский.

    Официальный Грушинский фестиваль в нынешнем году был юбилейным - 40-ым. По официальным данным, поляну на Федоровских лугах посетило в общей сложности 35 тысяч человек. На фестивале "Платформа" на Мастрюках озвучили похожую цифру - более 34 тысячи.

    На "новой" Груше работало девять площадок, на "старой" - 15. Федоровцы выставили "тяжелую артиллерию" - мэтров бардовской песни "Иваси", Сергея Никитина, Галину Хомчик, Олега Митяева, Виктора Третьякова, Леонида Сергеева, Александра Городницкого, "Грушинское трио". На Мастрюковские озера приехали Вадим и Валерий Мищуки, Лидия Чебоксарова, Дмитрий Богданов, Алексей Архиповский, Олег Медведев, Екатерина Болдырева, Сергей Манукян, Михаил Башаков, Федор Чистяков (группа "Ноль") и еще более 200 авторов и исполнителей и коллективов.

    На обоих фестивалях отметили 40-летие одной из самых известных песен Юрия Визбора "Милая моя". На официальном Грушинском ее по традиции спели на концерте на Горе, а на "Платформе" устроили флешмоб: в определенное время несколько тысяч человек одновременно исполнили ее на всех фестивальных сценах.

    Между тем, изначально задумывалось, что песню Визбора должны были петь вместе две Горы, с трансляцией на обеих сценах. Наверное, это стало бы красивым символом долгожданного объединения двух расколовшихся в 2007 году фестивалей. Но топор войны закопать, увы, пока не удалось.

    Письмо о мире

    Два фестиваля, при всей их схожести, разительно отличаются одним - организаторы "Платформы" не против сближения и объединения. Заместитель председателя оргкомитета фестиваля, самарский бард Виктор Воронов говорит: "Мы с первого года раскола не против того, чтобы площадки Федоровки вернулись сюда. На 146 гектарах хватит места всем, мы можем жить дружно, освоим, наконец, Остров - сейчас физически и финансово пока сделать это не можем". Но "федоровцы" категорически этого не хотят.

    Попытки сделать это были. Еще в конце прошлого года на свет появился проект текста письма "о мире между фестивалями". В него вошли пять пунктов, в которых говорилось, в том числе, о том, что "отмена или запрет одного из фестивалей поставит крест на добром имени другого фестиваля", которые являются для многих приезжающих на них людей важнейшей личной или семейной традицией. Завершалось письмо словами: "Многолетний конфликт прекращается, обе стороны будут пресекать любые попытки его продолжить, в том числе, предпринимаемые третьими лицами. В соответствии с достигнутыми договоренностями, организаторы обоих фестивалей убирают со своих официальных сайтов всю негативную информацию и обязуются впредь строить свои взаимоотношения на основе добрососедства и сотрудничества".

    "Федоровская" сторона попросила добавить в письмо еще один пункт - то, что организаторы фестиваля "Платформа" признают приоритетное право Самарского областного клуба авторской песни имени Валерия Грушина на проведение Грушинских фестивалей и обязуются не использовать в своих официальных документах и на сайтах попыток представить свой фестиваль правопреемником Грушинского. Подписывать такой документ "мастрюковцы" не стали. Виктор Воронов отметил, что в положении о фестивале "Платформа" нет никаких слов, которые можно было бы расценивать как попытку представить его правопреемником Грушинского. Фамилия "Грушин" и производные от него в официальных документах не употребляется. "А запретить всем, кто приезжает на Мастрюки, называть фестиваль "Грушинкой", "Старой Грушинкой", "Старой Грушей" и т.д. мы не можем не потому что не хотим, а потому что это не в наших силах, и брать на себя подобные обязательства просто глупо. Сколько еще нужно лет для полного "народного" переименования фестиваля - Бог весть, топонимика штука инерционная, и любые новые названия приживаются годами, - написал в ответ Воронов. - Поскольку мы не используем ни товарные знаки, не являемся фигурантами судебных претензий и реально не претендуем на права Грушинского клуба, постольку мы и не видим повода отдельно говорить о "приоритетах и правопреемстве".

    Поляны пробовал примирить мэр Самары Дмитрий Азаров. Как рассказал руководитель образовательного центра "Платформы", музыкант Владимир Кожекин, Азаров предложил помочь Грушинскому фестивалю, если будет принято решение, что он будет единым - на двух площадках. Между Федоровкой и Мастрюками планировалось пустить дополнительные электрички и автобусы. Однако "федоровцы" от объединения отказались.

    - Мы полгода вели переговоры о сближении, но как только было принято решение о выделении Федоровке гранта на проведение юбилейного фестиваля, переговоры быстро свернули. Там - коммерческий проект, у нас - культурная традиция. И суть конфликта - в том, что в условиях финансовой прозрачности, на Мастрюках денег получалось заработать меньше, - считает Кожекин.

    О том, что поддерживать надо оба фестиваля, самарскому губернатору Николаю Меркушкину написал президент "Платформы" Георгий Гречко. По его словам, если финансовую помощь оказывать "товарному знаку", а не народной традиции, то товарный знак могут продать, и он уйдет из области. Космонавт попросил делить помощь фестивалям пополам - до тех пор, пока поляны не помирятся.

    Финансовый вопрос до сих пор остается очень болезненным. Организаторы "Платформы" признаются, что фестиваль держится только на доброй воле поддерживающих его меценатов, которые создают все условия для его проведения. Что, действительно, правда - на Мастрюках, как и в прошлые годы, было все грамотно организовано - как в плане обустройства сцен, обеспечения жителей поляны водой и всей необходимой инфраструктурой, так и в плане безопасности. За все время проведения "Платформы" было зарегистрировано лишь девять административных правонарушений. А иногородние водители, приехавшие на Мастрюки, получили бонус - бесплатные въезд и охраняемую стоянку для их автомобилей.

    Отказались от гонораров

    "Раздвоение" фестиваля болезненно не столько для организаторов, сколько для зрителей и самих артистов. Есть те, кто выступают строго на официальном Грушинском фестивале, а коллег, оставшихся на Мастрюковских озерах, считают чуть ли не предателями. Другие авторы, исполнители и коллективы выбрали иной путь - чтобы не расстраивать зрителей, выступают на обеих полянах.

    Известная московская группа, любимцы обоих фестивалей "Адриан и Александр", опубликовали на сайте "Платформы" свое видение ситуации: "Не секрет, что почетные гости фестиваля имеют официальный бонус в виде оплаты дороги и гонорара. Но - вместе с получением денег музыканты принимают на себя обязательство оставаться на одной из двух фестивальных полян. Однако же до чертиков жаль, что все мы (и зрители, и музыканты) попали в ситуацию, когда вынужденно приходится выбирать: кого слушать, кого не слушать, для кого играть, для кого не играть. Мы - за объединенный фестиваль. И для нас он по-прежнему является таковым - только проходящим зачем-то на двух удаленных (во всех смыслах) друг от друга полянах. Именно поэтому уже третий год мы принципиально ездим на обе. И для того, чтобы поступать так и впредь, мы приняли сложное (для не самой малочисленной команды), но, как нам кажется, единственно верное решение. Группа отказалась от предлагаемых гонораров и оплаты дороги - и сохранила за собой право ездить туда, куда ей захочется поехать. И в этом году мы снова будем играть там, где нам по вкусу, на тех сценах и площадках, где нас ждут независимо от иных соображений, не имеющих отношения к фестивальному движению и собственно музыке. А дорогу будем отбивать продажей дисков".

    Музыканты выразили надежду, что уже в следующем году фестиваль будет "единым - неделимым", как это было много лет.

    Государственная задача

    По словам организаторов "Платформы", министр культуры РФ посоветовал им попробовать подать заявку на получение федерального гранта. Шансы на это у фестиваля, по мнению Мединского, вполне реальные. Несмотря на все распри, Мастрюковские озера остаются особым, "напетым" десятилетиями местом, где в течение многих лет существуют постоянные лагеря, в которых уже произошла смена поколений. На фестиваль начали приезжать дети тех, кто застал на этом месте официальный Грушинский.

    - Важно "качество" приезжающих сюда людей, - говорит Владимир Кожекин. - Приехавший на Мастрюки Федор Чистяков был настолько очарован царившей здесь атмосферой, что заявил: "Наконец-то я нашел место, где живет русская музыкальная культура, понял, к чему я принадлежу".

    Идейный вдохновитель "Платформы", бард Андрей Козловский устроил для зрителей сюрприз. Вместе с театром виртуозов "Идея-фикс" под руководством Дениса Клопова, автор и исполнитель показал красивейший музыкальный спектакль. Подобного на поляне еще не было - под потолок сцены взмывала воздушная гимнастка; артисты выделывали немыслимые па, в качестве аккомпанемента звучали бокалы…Были и те, кто посчитал, что все это "уже совершенно не Груша". Но для большинства очарованных зрителей выступление Козловского стало показательным - как именно может развиваться бардовская песня. 

    - Наша задача - сделать фестиваль федерального значения. Речь идет о строительстве нации. Как говорил Лукиан, "Рим движется к катастрофе: певцы перестали воспитывать, а только развлекают". Благородные песни делают народ достойным процветания. Это государственная, цивилизационная задача, - считает председатель жюри "Платформы" Александр Мирзоян. - Если человек будет знать, что на его плечах "шар земной", что он отвечает не просто за русскую словесность, а должен вести мир к светлому будущему, он не будет тратить себя на лишнее. Не нужно самовыражаться: надо существовать в режиме диалога. На нынешнем фестивале все эти факторы присутствовали. Именно поэтому мы дали в этот раз непозволительно много призов, за что искренне прошу жюри простить.

    Поделиться