Как известно, недавно Дума приняла закон, защищающий права на интеллектуальную собственность создателей кинофильмов, а также теле- и видеопродукции. Это, можно сказать, пробный шаг. Закон вступает в силу с 1 августа 2013 года, и, в зависимости от того как он будет реализовываться, законодатели скорректируют следующие свои шаги в борьбе с пиратством в Интернете. Но сворачивать с этого пути, несмотря на критику их инициативы, они не станут. "Мы отдаем себе отчет в том, что защита прав на интеллектуальную собственность - один из ключей развития общества и государства, - заявил, открывая вчера совместное заседание Совета по культуре при председателе Госдумы и рабочей группы по актуальным проблемам законодательного регулирования авторских и смежных прав в сфере массовых коммуникаций, спикер нижней палаты Сергей Нарышкин. - Если мы эту задачу не решим, мы однажды можем остаться без нашего национального кино, музыки и литературы". Однако, по мнению Нарышкина, "наша цель состоит не только в пресечении беззастенчивого хищения интеллектуальной собственности, но и в обеспечении условий для широкого доступа наших читателей, зрителей, слушателей к легальному контенту". Спикер полагает, что будущий закон позволит обеспечить добросовестную конкуренцию и высокое качество результатов творческой деятельности. "Я имею в виду высокий уровень культурных стандартов, которого, по общему мнению, пока не хватает и к которому должны стремиться люди творческих профессий, особенно молодые", - пояснил Нарышкин, заметив, что качество интеллектуального продукта станет расти, если талантливые люди будут уверены, что их права на интеллектуальную собственность надежно защищены законом.
Вице-спикер Госдумы Сергей Железняк полагает, что "необходимо выработать оптимальные методы по пресечению пиратской деятельности в отношении каждого из видов интеллектуальной собственности". Начали с кинопродукции, поскольку количество фильмов, по словам Железняка, исчисляется десятками - сотнями тысяч. А количество музыкальных произведений, книг и программного обеспечения - десятками миллионов. Поэтому невозможно применять для всех одинаковый порядок действий. Нужно выработать также и мотивационные стимулы для производителей и посредников легального контента, чтобы потребители могли беспрепятственно и за адекватную стоимость, а возможно, и бесплатно, получать и использовать результаты интеллектуальной деятельности в Интернете.
Председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Алексей Митрофанов предложил распространить действие антипиратского закона сначала на компьютерные игры, которых пока не слишком много. А потом уже перейти к программам. Главе профильного комитета не все предлагаемые способы в защите интеллектуальной собственности в Интернете кажутся пригодными. Например, досудебное урегулирование спора. Возможно, по словам Митрофанова, это и позволит разгрузить суды. Однако вряд ли такую норму стоит закреплять в законе, поскольку каждый человек имеет право обратиться в суд, и невозможно отказать ему в этом.
Гендиректор Национальной федерации музыкальной индустрии Леонид Агронов предложил предусмотреть в будущем законе такие меры, чтобы стимулировать информационных посредников переходить от нелегального распространения интеллектуальной собственности к легальному. И предупредил законодателей, что некоторые "зловредные" владельцы сайтов могут использовать механизм досудебного порядка рассмотрения споров в своих целях.
Некоторые из участников заседания вспомнили и о пользователях, которые не пренебрегают пиратской продукцией в Интернете, даже не подозревая, что это воровство. Во многих странах за это наказывают. Писательница Татьяна Устинова предложила предпринять такие меры, чтобы "пиратский контент качать было трудно". А пользователям и распространителям постоянно внушать простую мысль, что "воровать нехорошо". "Тиражи книг сокращаются, писатели не получают гонораров", - оценивала Устинова потери от пиратства в литературе.
"Жить без защиты авторских прав в Интернете невозможно", - поддержал общий настрой министр культуры Владимир Мединский. И весьма критично отнесся к предложению понять пользователя, который полагает, что все, скаченное в Интернете, - это уже его собственность. Министр напомнил, что те, кто грабил в семнадцатом году прошлого века, тоже считали награбленное своим.
Участники заседания беспокоились о том, чтобы меры защиты интеллектуальной собственности не сделали контент менее доступным, и просили законодателей принять понятные правила.