Адвокат Анатолий Кучерена рассказал "РГ" о встрече со Сноуденом

Одним из главных событий этого дня стала встреча опального сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена с российскими политиками, правозащитниками и членами Общественной палаты РФ. Она многое расставила по своим местам и дала ответ на центральный вопрос: где хочет обосноваться американец-разоблачитель? Теперь ясно - он будет просить убежища в нашей стране. Хотя разговор со Сноуденом проходил в закрытом для прессы режиме, корреспондент "РГ" узнал о его деталях от участника встречи известного адвоката Анатолия Кучерены.

Анатолий Григорьевич, кто пригласил вас на эту встречу?

Анатолий Кучерена: Сам Сноуден. Он прислал приглашение на мой электронный адрес. Я его не в секрете не держу. Мой e-mail легко найти в Интернете.

Где проходил разговор?

Анатолий Кучерена: В аэропорту Шереметьево. Точное место назвать не готов, поскольку не очень хорошо знаю этот аэропорт. Заходили мы через терминал "F", затем сели в автобус, который отвез нас к зданию, в котором уже находился Сноуден.

Как он выглядел после многодневной "отсидки" в закрытой зоне Шереметьево?

Анатолий Кучерена: Я бы сказал, что выглядел он бодро. Много шутил, улыбался. Вел себя и разговаривал с нами достаточно уверено. Словом, не было похоже, что проведенные дни в аэропорту, в достаточно ограниченном пространстве сильно сказались на его внешнем виде или настроении.

О чем он с вами говорил?

Анатолий Кучерена: У меня сложилось впечатление, что этот человек одержим идеей о том, что никому не позволено нарушать права человека. А в начале встречи Сноуден сделал очень любопытное заявление. Она сказал: перед вами человек, который еще совсем недавно прослушивал ваши разговоры и просматривал вашу переписку. Еще Сноуден говорил, что, несмотря на то, что него есть жена и дети, он сделал то, что должен был сделать. Заявил, что американцы не имеют право проводить такую политику и на кого-то давить. Вспомнил инцидент с посадкой самолета президента Боливии Эво Моралеса.

Вы лично ему вопросы задавали?

Анатолий Кучерена: Задал один: почему, на его взгляд, в США так жестко отреагировали на его откровения? Сноуден объяснил, что это преследование связано с его политическими взглядами. Еще он благодарил страны, которые откликнулись на его просьбу о предоставлении политического убежища.

В какой форме проходила эта встреча и сколько она длилась?

Анатолий Кучерена: Сначала Сноуден сделал несколько заявлений, потом мы задавали ему вопросы. Общение было неформальным и длилось около часа.

А что интересовало ваших коллег?

Анатолий Кучерена: Например, Владимир Лукин спросил Сноудена об условиях его жизни в аэропорту, интересовался, есть ли у него какие-то жалобы.

И что американец ответил?

Анатолий Кучерена: Сказал, что у него все нормально, жалоб нет. Мол, мне доводилось жить в гораздо худших условиях. А еще - благодарил персонал аэропорта Шереметьево.

Он не объяснил, почему хочет остаться именно в России? И в какой форме возможно его пребывание в нашей стране: в форме временного убежища, политического убежища или какой-то иной?

Анатолий Кучерена: Почему выбрал именно Россию, Сноуден не объяснял. Теперь о форме. Такого понятия, как временное убежище, в данном контексте не существует. Сноуден просить у России именно политического убежища.

А он знает об условиях, при которых возможно его предоставление? Слова нашего президента об обязательном прекращении деятельности против США он слышал?

Анатолий Кучерена: Все он слышал и обо всем знает. Нам Сноуден заявил, что условия, озвученные президентом России, выполнимы.

Какие, с точки зрения российского законодательства, действия должен предпринять этот американец, чтобы получить в нашей стране политическое убежище?

Анатолий Кучерена: Прежде всего, Сноудену необходимо подать соответствующее заявление в Федеральную миграционную службу. Затем его рассмотрят в комиссии по вопросам гражданства при президенте РФ. Но окончательное решение этого вопроса зависит от главы государства.

Последний вопрос. Почему, на ваш взгляд, Сноуден предложил встретиться таким составом: депутаты, правозащитники, члены Общественной палаты России?

Анатолий Кучерена: Как мне кажется, для него сейчас важна поддержка известных в стране людей, представляющих разные слои нашего общества. Это необходимо Сноудену и для получения политического убежища в России, и для того, чтобы наши люди поверили в искренность его намерений. Сноуден считает, что президент Обама нарушил Всеобщую декларацию прав человека, организовав за ним такую охоту по всему миру.