"Я впервые открыто озвучиваю эти цифры", - подчеркнул министр. Итак, по состоянию на 1 января 2012 года извлекаемые запасы нефти в России по категории АВС1 (которые в той или иной степени хорошо разведаны) составляют 17,8 миллиарда тонн, по категории С2 (перспективные запасы, выявленные за пределами разведанных частей месторождений на основании толкования их геологического строения) - 10,9 миллиарда.
Запасы свободного газа и газовых шапок по категории АВС1 составляют 48,8 триллиона кубометров, по категории С2 - 19,6 триллиона. Точных данных по запасам действительно раньше не публиковалось, и эксперты и бизнесмены делали свои прогнозы на основе косвенных цифр. Так, порядка 80 процентов запасов нефти находятся у частных компаний. Их данные так или иначе просачивались в открытый доступ в силу того, что им надо быть публичными и предоставлять информацию для прохождения международного аудита. В целом же фигурировали и данные о 15-16 миллионов тонн нефти, и о 22.
"Очевидно, что в условиях современного открытого мира, в эпоху борьбы за инвестиции данные о запасах углеводородного сырья в недрах страны являются важным конкурентным преимуществом, и их скрывать незачем", - объяснил министр. Засекречивание информации о запасах углеводородного сырья в недрах страны оказывает отрицательное влияние на инвестиционную привлекательность национального топливно-энергетического комплекса, сдерживает развитие геологического изучения и освоения ресурсного потенциала углеводородного сырья, порождает противоречивые и зачастую далекие от истины оценки, отметил он.
Поручение исключить углеводороды из списка стратегических видов полезных ископаемых, сведения о которых составляют государственную тайну, было дано президентом Владимиром Путиным на заседании комиссии по ТЭК.
Баланс запасов России - документ, который составляется на основе отчетов недропользователей. Если учесть, что большинство крупнейших нефтегазовых компаний - публичные и предоставляют данные о запасах заинтересованным лицам, а также проводят их аудит по одному, а то и по двум международным стандартам оценки запасов, то становится ясно, что гриф секретности - анахронизм, от которого необходимо было избавляться, согласен Григорий Бирг, содиректор аналитического отдела "Инвесткафе".
Единственная из крупнейших публичных нефтяных компаний, которая не предоставляет свободный доступ к информации о запасах и не проводит их аудит по международным стандартам, публикуя лишь размер прироста запасов по российской системе классификации, является Сургутнефтегаз.
Но у открытия данных по запасам есть и еще один важный фактор. Зачастую Россию упрекают в том, что она добывает в год больше нефти и газа, чем находит новых запасов. "Теперь можно будет не скрывать профессиональных успехов нефтяников и газовиков, в результате которых уже в течение 8 лет прирост запасов углеводородного сырья превышает уровень добычи", - с гордостью отметил Донских.
В прошлом году они открыли 49 месторождений. Прирост запасов по нефти составил 650 миллионов тонн, по свободному газу - 800 миллиардов кубометров, открыто 49 месторождений.