Однако еще за пару часов до начала мероприятия ничто не предвещало какого-либо ажиотажа. В терминале F, куда должны были подъехать приглашенные россияне, дежурила лишь небольшая группа журналистов. Но уже к ближе к назначенному часу репортеры заполнили все левое крыло, вытеснив как встречающих, так и работающих здесь таксистов. В общей сложности собралось больше 100 человек. Спокойная обстановка постепенно трансформировалась в хаос, когда стало известно, что приехавшие правозащитники будут общаться с прессой до встречи со Сноуденом. Журналисты буквально облепили плотным кольцом сначала адвоката Генри Резника, который, несмотря на плотный график, все же нашел время для общения с американцем. А затем и его коллег. Из-за большего количества журналистов слова выступающих были едва слышны, поэтому ораторы отвечали на одни и те же вопросы по несколько раз. После пятого раза Резник отказался "цитировать себя сам" и попытался удалиться в точку сбора.
Там его и других правозащитников ждал сотрудник аэропорта с табличкой G9, что означает эта табличка, сотрудник объяснить затруднился. Но поток людей подхватил адвоката и его попутчиков и какое-то время они не могли из него выбраться. В итоге службе безопасности пришлось отключить эскалаторы. В какой-то момент казалось, что приглашенные лица так и не доберутся до Сноудена. Но в конечном итоге сформированная из правозащитников группа отправилась в терминал Е, где временно проживает Сноуден. Переход из одного терминала в другой напоминал больше забег на короткую дистанцию. Телевизионщики с камерами и фотокорреспонденты со стремянками обгоняли пассажиров с багажными тележками, повергая их в шок. Через несколько минут и журналисты, и правозащитники оказались возле небольшой серой двери, за которой скрылись приглашенные лица.
К финальной пресс-конференции обстановка обострилась до предела. За удобное место для камеры началась настоящая борьба. В итоге службе безопасности пришлось вызвать дополнительные силы. "Внимание! Слушай мою команду! Всем успокоиться!" - прокричал один из сотрудников аэропорта журналистам. Но его призывы не помогали. В конечном счете, к выходу правозащитников едва удалось сформировать небольшую площадку, на которой они и разместились.
Встреча продолжалась примерно сорок минут. В ней приняли участие 12 россиян, среди которых были глава московского представительства Amnesty International Сергей Никитин, адвокат Генри Резник, представитель организации Human Rigths Watch Татьяна Локшина. В ходе беседы Сноуден рассказал о мотивах, которые толкнули его раскрыть его секреты ЦРУ и о том, что он попросил у Кремля политическое убежище. Согласился ли Кремль принять американца, пока неизвестно. Но, говоря о шансах получить его в России, Вячеслав Никонов отметил, что они "высокие", поскольку Сноуден обещал прекратить антиамериканскую деятельность. "Он наносил ущерб в прошлом США, ... но не намерен продолжать противодействовать им, поскольку считает себя патриотичным американцем", - подчеркнул российский политик.
О том, что Сноуден может попросить политическое убежище в России, адвокат Генри Резник говорил еще до начала встречи с ним. Он считает, что согласие Москвы не отразится слишком негативно на ее отношения с Вашингтоном. "Он (Сноуден - прим. автора) понимает, что предоставление политического убежища обострит отношения между США и Россией. Полагая, если оно будет предоставлено, США отнесутся к этому с пониманием", - рассказал журналистам Резник. Говоря о настроении американца, правозащитники отметили, что он настроен позитивно, несмотря на то, что ему приходится находиться продолжительное время в транзитной зоне. По сути дела, на этот шаг Сноудена подтолкнуло отчаяние. Он обратился к правозащитным организациям, к тем, кто наиболее уважаем в США. Поможет ли ему эта встреча достичь своей цели, покажет время.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что в Кремле пока не получали личного обращения экс-сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена по поводу политического убежища в России.
Как сообщает ИТАР-ТАСС, Дмитрий Песков подчеркнул, что эту информацию "необходимо проверить". "Вместе с тем, если она соответствует действительности, для нас отправной точкой является заявление президента РФ о том, что господин Сноуден гипотетически мог бы остаться в России: первое, в случае, если он полностью откажется от деятельности, наносящей ущерб нашим американским партнерам и российско-американским отношениям, и второе - если он сам об этом попросит" - сказал пресс- секретарь главы государства. "Мы уже сообщали, что Сноуден изъявлял желание остаться в Российской Федерации, а также, что он отказался от этого своего желания, узнав об этих условиях", - напомнил Песков.
Ситуацию в эфире "России 24" прокомментировал и спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин. "Я считаю, что Россия должна предоставить Сноудену политическое убежище или временное убежище", - сказал спикер Госдумы РФ Сергей Нарышкин. "Я считаю Эдварда Сноудена правозащитником, выступающим за права миллионов и миллионов людей во всем мире", - подчеркнул Нарышкин.
Глава верхней палаты российского парламента считает, что Россия должна предоставить политическое убежище экс-сотруднику спецслужб США Эдварду Сноудену, поскольку в США, которые требуют его выдачи, до сих пор применяется такая мера наказания, как смертная казнь. "Полагаю, что очень велик риск того, что такая мера наказания ждет Эдварда Сноудена. Мы просто не имеем права этого допустить", - подчеркнул Нарышкин. При этом Сергей Нарышкин напомнил, что Сноуден должен выполнять условия, которые ранее были озвучены президентом РФ, а именно, не совершать каких-либо действий, направленных против США. При этом спикер Госдумы выразил надежду, что США правильно истолкуют такое решение и у России с США сохранится прежний уровень отношений.
Между тем, на сайте Wikileaks появилось заявление Эдварда Сноудена о том, что он уже сегодня направит прошение о политубежище в России. "Я передам мою просьбу России сегодня, и надеюсь, что на нее будет дан положительный ответ", - говорится в заявлении экс-сотрудника ЦРУ.
Подготовила Ариадна Рокоссовская