А ведь королеву не опознали. Еще в апреле самый знаменитый автор современной британской литературы, признанная королева жанра детских волшебных повестей, Роулинг сделала своим читателям очередной подарок : выпустила новый шедевр. Правда, совсем в ином жанре, на рядом не стоявшую с Гарри Поттером тему. Но, главное - роман вышел под вымышленным именем.
Назвавшись на мужской манер Робертом Галбрайтом, Роулинг сочинила роман "Зов кукушки", сделав его главным героем ветерана войны, ставшего частным детективом. Новое произведение прикрывшейся псевдонимом Роулинг, собственно, и было детективом, что само по себе - изрядный поворот в ее творчестве. И что же ? А то, что издатели, получившие детективную повесть "безродного" Роберта Галбрайта, никакого восторга не выказали. Некоторые из них вообще не стали его публиковать. Для Джоан Роулинг это оказалось своего рода дежавю былых времен ее жизни, когда мать-одиночка, зарабатывавшая на жизнь преподаванием, начала трудиться над первым "Гарри Поттером" в дешевеньких кафе, где было теплее корпеть над ее фантастической задумкой. Двенадцать издателей отказали Роулинг в 1996-м в публикации ее первой книжки о Поттере, не распознав будущую литературную королеву, умудрившуюся впоследствии стать богаче Ее Величества Елизаветы II.
Не распознали они все тот же талант и на этот раз. После выхода в свет "Зова кукушки" было продано менее чем... 500 экземпляров книги. Хотя солидные британские критики отреагировали на неведомого детективиста положительно, изумившись мастерству писателя "дебютанта", интригующему сюжету повести и редкому умению автора мужчины замечательно детализировать женские наряды. Однако кое-кто из литературных экспертов заподозрил привкус Роулинг в детективе Галбрайта. Щелкнуло в головах усомнившихся еще и то, что у Галбрайта оказался тот же редактор и тот же литературный агент, которые традиционно работали на Джоан Роулинг.
Расследовать интригу взялся британский ежеденедельник "Санди таймс". Он-то и расколол авторство Роулинг. Проводивший сравнительный анализ "поттерианы" и "кукушки" литературовед рассказал, что стиль Роулинг вылезал на поверхность. Повторение излюбленных ею слов и литературных приемов, количество расставляемых абзацев, то как именно она расставляла пунктуацию - все это обнаружилось у "роберта галбрайта". Писатель-детективщик Питер Джеймс сказал в интервью "Санди таймс", что зрелость автора была очевидной и что перу новичка такая работа принадлежать никак не могла.
Как только тайное стало явным, народ бросился скупать сенсационную книженцию. В ночь на воскресенье продажа "Зова кукушки" через Интернет подскочила на 500 процентов. Когда корреспондент "РГ" позвонила в ближайший книжный магазин с вопросом, нет ли у них детектива Роулинг-Галбрайта, мне посоветовали искать книжку у электронных продавцов, так как в магазине этой книги уже не было. В понедельник дигитальная версия
"Зова кукушки" стала лидером в книжных "чартах" iTune. К продаже книги, буквально разметаемой в эти часы с "прилавков" электронных магазинов, подключаются все новые сайты. Издательский дом Little, Brown Book Group заказал "немедленную допечатку" изначально изданного тиража. Сколько именно допечатают, пока не известно.
Как же отреагировала на весь этот очередной внезапный успех сама Роулинг? С очевидным... разочарованием. Она призналась, что рассчитывала на более долгую живучесть своего секрета. А зачем ей этот секрет понадобился? Оказывается, для того, чтобы, превратившись в неведомого никому Роберта Галбрайта, ощутить "самоосвобождение" и работать в этом самоосвобождении и дальше. "Было замечательно публиковаться без восторгов и всеобщих ожиданий, - признается сегодня Джоан Роулинг. К тому же видеть отзывы на свою книгу, изданную под чужим именем, было для нее "подлинным удовольствием". Сообщником Роулинг в разыгранном ею детективе с переодеванием в Галбрайтера выступил редактор Дэвид Шелли, который благородно не раскрывал ее секрета до самого конца. Роулинг так и назвала его - "настоящим сообщником преступления". "Это был самый замечательный акт литературного обмана со времен, когда Стивен Кинг в 80-х годах был нераспознан под псевдонимом Ричард Бахман" - так оценили розыгрыш Джоан Роулинг в Британии. А что же будет с бедным Робертом Галбрайтом? Он уцелеет. Роулинг намерена выпустить в следующем году вторую книгу под его же именем.