Законодатели огласили пять основных предложений для пенсионной реформы

До конца общественного обсуждения новой пенсионной формулы осталось 10 дней. Но вряд ли за это время будут сняты все разногласия.

В прошедшую пятницу в Пенсионном фонде свои предложения, корректирующие слишком "жесткие" и непопулярные меры законопроекта, высказала законодательная ветвь власти. От нижней палаты парламента - председатель Комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Андрей Исаев, от верхней - его коллега Валерий Рязанцев.

Все пять поправок были одобрены партийным большинством, подчеркнул Исаев. Два предложения касаются работающих пенсионеров. Во-первых, их пенсии должны быть сохранены в полном объеме. При подготовке реформы минфин предлагал лишить работающих пенсионеров базовой части пенсии, оставив только страховую. Рассматривалось и другое предложение: полный запрет на получение пенсии высокооплачиваемыми работниками (при этом планка доходов, отсекающая пенсию, не называлась). Министр труда и соцзащиты Максим Топилин не раз подчеркивал, что в нынешних реалиях лишать пенсий работников, достигших пенсионного возраста, нельзя.

Работает треть пенсионеров, и львиная доля - это бюджетники с невысокими зарплатами. Для них работа на пенсии - возможность сохранить привычный уровень жизни, не скатившись в бедность.

Кроме того, много пожилых работников в здравоохранении, в школах, соцсфере - лишить их пенсии значит оголить эти отрасли. Теперь с этой позицией согласились и парламентарии.

Второе предложение по работающим сохранить им нынешний порядок по перерасчету пенсий с учетом уплаченных страховых взносов за предыдущий год, который проводится ежегодно в августе. "Предложение "заморозить" индексацию пенсий работающим пенсионерам, несмотря на то что их трудовой стаж продолжает расти, нарушает их права, - заявил Андрей Исаев. - Работающие пенсионеры либо должны быть освобождены от взносов, что создаст для работодателя дополнительные стимулы сохранять за ними рабочие места, либо, если взносы по-прежнему будут платить, пенсии должны увеличиваться в соответствии со страховыми принципами".

Еще одно предложение касается стоимости пенсионного коэффициента - ключевого показателя, от которого напрямую зависит размер пенсии. Парламентарии настаивают, чтобы ежегодный коэффициент утверждался парламентом, федеральным законом, а не постановлением правительства. Впрочем, эту позицию Максим Топилин назвал "согласованной" еще недели две назад, то есть возражений у правительства по этому поводу, очевидно, не возникло.

Позаботились депутаты и о матерях. Сейчас при назначении пенсии принимается во внимание время ухода только за двумя детьми до 1,5 года, то есть три года. Но прибавка символическая: "стоимость" страхового года низкая, и на размере пенсии этот "подарок" сказывался символически. В новом законопроекте предлагалось увеличить время ухода за детьми, включаемое в стаж, до 4,5 года. Парламентарии, в свою очередь, вспомнили о демографии и решили поощрить многодетных, предложив отменить все ограничения, и засчитывать маме по 1,5 года за каждого ребенка. Заодно предлагается повысить и стоимость страхового года - до уровня средней зарплаты по стране. Таким образом многодетные матери должны получить дополнительную защиту.

Еще одно важное предложение касается врачей и учителей, получающих пенсии по выслуге лет. Правительство предлагает постепенно "сдвигать" срок назначения этой пенсии. "Единороссы" выступают против такого увеличения.

Кстати

Параллельно с реформой обсуждается возможность изменения сбора страховых взносов - вместо Пенсионного фонда этим может заняться ФНС. Идея принадлежит минфину. Минтруда, ПФР считают, что этого делать не следует. Их поддерживает Национальная ассоциация пенсионных фондов. Порядок, когда взносы собирали налоговики, уже был - до 2010 года, в период, когда страховые платежи "слили" в единый соцналог. Когда от соцналога отказались - собирать взносы вновь стал ПФР. В Пенсионном фонде указывают, что собираемость взносов у них выше, чем у налоговиков. НАПФ, в свою очередь, настаивает, что существующая система перечисления средств из ПФР в НПФы и управляющие компании прозрачна и работает четко, и "встраивание" в эту цепочку еще одной структуры лишь приведет к дополнительным затратам, а значит, негативно скажется на размере пенсионных выплат.