G20 не ослабит курсы валют и будет бороться с налоговыми уклонистами

Страны G20 договорились не манипулировать валютными курсами, бороться с налоговыми уклонистами и проинспектировать субсидии в энергетике. Таковы главные итоги встречи министров финансов и глав центробанков "большой двадцатки", которая сегодня завершилась в Москве.

Обязательства стран воздерживаться от дальнейшего ослабления курсов валют и манипулирования ими для получения конкурентных преимуществ закреплены в итоговом коммюнике встречи.

А накануне была одобрена инициатива Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая поможет закрыть лазейки, позволяющие фирмам выводить прибыль в офшоры. Окончательно план действий по этому поводу будет  утвержден в сентябре на  саммите "большой двадцатки".

Намерение приструнить тех, кто пытается получить преимущества, искусственно занижая курс нацвалюты, министры финансов и главные банкиры G20 пытаются в течение всего этого года. Правда, пока не очень успешно.

Весной занижение курса йены на 20 процентов пробовали "поставить на вид" Японии. Но в итоге жестко осуждать Токио коллеги по "двадцатке" все-таки не решились. В новом коммюнике намечен новый поворот событий. Теперь сделан акцент на так называемых политиках количественного смягчения, то есть, попросту говоря, мерах по накачке экономики деньгами, которые неизбежно приводят, в том числе и к снижению курса нацвалюты.

"Мы признаем поддержку, оказанную в последние годы глобальной экономике стимулирующими денежно-кредитными политиками стран, в том числе нетрадиционными", - говорится в документе.

"Дальнейшие изменения параметров денежно-кредитной политики будут и далее тщательно выверяться и разъясняться", - подчеркивается в документа. Впрочем, эксперты сомневаются, что эти призывы в полной мере сработают на практике.

"Курсовая политика была и остается важным рычагом и инструментом экономической политики. И этим пользуются практически все страны для достижения собственных целей, в том числе США, Евросоюз", - напоминает завкафедрой НИУ "Высшая школа экономики" Владимир Зуев.

Именно Соединенные Штаты стали абсолютными лидерами количественного смягчения. "Но разве кто-то будет раскрывать, сколько денег он собирается эмитировать?", - размышляет Зуев.

Он полагает, что вслух могут быть озвучены только какие-то общие принципы, но до раскрытия конкретики и введения контроля над денежной политикой стран пока еще очень далеко. Это может стать реальностью только при еще большей взаимосвязанности экономик, полагает эксперт.

А вот предложения ОЭСР по борьбе с офшорами бьют в точку, одобряет Зуев. В росте налоговых поступлений заинтересованы все страны, сейчас из-за увода компаниями прибыли экономики теряют миллиарды рублей.

Озвученные в Москве предложения предусматривают, что компании должны будут отчитываться о доходах и налогах по месту фактической деятельности, все члены G20 станут делиться финансовой информацией в автоматическом режиме, а не по запросам, как сегодня.

Действующие двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения заменит подобный документ, подписанный стразу многими сторонами. "Это реальные планы", - считает Зуев.

Небольшие офшорные государства вроде Кипра будут вынуждены сотрудничать с другими странами в плане раскрытия информации, полагает он. Они зависимы, и потому идут на сотрудничество, говорит эксперт.

Показательно, что меняется и позиция Швейцарии, ранее строго хранившей банковскую тайну. Представители этой страны говорят, что готовы будут все больше идти на раскрытие информации, рассказывает Зуев.

Еще одно важно решение, к которому пришли на встрече - готовность стран G20 провести взаимную оценку по субсидиям в энергетических отраслях. Такая оценка поможет сократить неэффективные субсидии, которые ведут к расточительному потреблению топлива, росту цен на него.

Нам нужно, чтобы цены на сырьевые ресурсы не были подвержены сильной волатильности, пояснил российский министр финансов Антон Силуанов.

"Сегодняшний уровень цен, в принципе, я думаю, что устраивает большинство стран. В том числе и Российскую Федерацию. Мы против различных резких колебаний как в одну, так и в другую сторону", - отметил он.