Под Ростовом выстроились многокилометровые пробки из зерновозов

На Дону в разгар жатвы грузовики с зерном выстроились на обочинах автотрасс в длинные очереди, чем значительно усложнили и без того непростую обстановку на дорогах. Корреспонденты "РГ" попытались измерить протяженность только одной пробки в Азовском районе: более четырех километров, а дальше редакционной легковушке проехать не удалось.

Если раньше в стране объявляли битву за урожай, то теперь идут битвы за его сдачу. В бой идут одни "КамАЗы". Махины с 20-тонным грузом, а те что с прицепом - и с двойной нагрузкой, выстроились в линию по обочине и без того неширокой трассы, уходящей с Азова в сторону Кагальника. На дороге сплошь и рядом возникают аварийные ситуации: автомобили вынуждены выезжать за сплошную разделительную полосу, чтобы объехать припаркованный в неположенном месте транспорт. "КамАЗы" грохочут и пылят, заполняя окрестности удушливыми выхлопами. Жители поселка Ясного страдают от них, как и расположенные недалеко от трассы Азовский родильный дом и детский дом-интернат. Здесь даже прогулки на несвежем воздухе отменили.

Не в лучшем положении и сами водители грузовиков. Им приходится стоять в пробке, не отлучаясь от машины, в пекле под 40 градусов. Сергей Беляев привез собранную трудами земледельцев пшеницу из сальских степей. Показывает бумажку с начертанными цифрами: 748. Это его номер в очереди. До пункта сдачи ему осталось преодолеть пару километров, но по времени это займет в лучшем случае сутки.

А пока водители прячутся от палящего солнца в тени собственных машин, двигаясь сообразно законам астрономии. Порой этот закон загоняет их непосредственно под брюхо "КамАЗа". Там они пережидают полдень. Когда на смену зною приходит вечерняя прохлада, жизнь на трассе вновь оживает. Чайники урчат на газовых горелках. Кто-то даже бреется: успела отрасти борода. А в придорожных канавах остаются все продукты жизнедеятельности. Аммиачный аромат перебивает даже стойкий запах солярки и выхлопных газов.

Местный житель Алексей Пивоваров каждый день следует этим маршрутом на работу, дышит этой атмосферой и пытается объехать "КамАЗы". И каждый раз сбивается со счета, пытаясь угадать число грузовиков. На седьмом десятке сбились и мы.

По мнению заместителя мэра Азова Валерия Яськова, транспортный коллапс возник из-за того, что в одном месте оказались сконцентрированы сразу несколько специализированных зерновых терминалов. Среди них портовый элеватор, морской порт и другие. Некоторые не справляются с объемами работы. Кто именно, не признается.

Директор одного из предприятий Игорь Сичкарев сообщил "РГ", что к ним очереди нет. Ему вторит руководитель Азовского зернового терминала Игорь Литвиненко: "Мы сами страдаем от пробки, потому что наши клиенты не могут пробиться к нам. Доходит даже до того, что наши диспетчеры едут вдоль очереди и выискивают наших сдатчиков, чтоб не стояли в ожидании. Но это тоже проблематично - проехать в столпотворении грузовиков. Терминал предназначен для быстрой погрузки-выгрузки. В сутки мы принимаем двести машин, обрабатываем семь тысяч тонн грузов. Многие предприятия отгружают зерно напрямую на суда. И тогда все грузовики ждут, когда этот корабль подойдет.

- В 2006 году построили эту объездную дорогу, - рассказывает заммэра Яськов. Сейчас она уже полуразрушена.

На вопрос, почему не предусмотрели разъездных карманов, биотуалетов, в конце концов, чиновник заметил, что дорога - межмуниципальная, проходит по границе города Азова и района, так что отвечает за нее область. И никакого лишнего светофора муниципальная власть ставить тут не имеет права. Биотуалет, по его мнению, украдут в первую же ночь.

- Получается, каждый строил свой свечной заводик, вместо того чтобы вместе организовать мощный зерновой терминал, - считает Яськов. Он также вспомнил про различные ограничения для большегрузов, которые могли бы как-то организовать хаотичный поток. Например, приказ регионального минтранса о том, что при температуре воздуха выше 32 градусов большегрузы могут двигаться только с десяти вечера до семи утра.

Тем временем работы по уборке ранних зерновых и зернобобовых культур в Ростовской области подходят к концу. Обмолочено 80 процентов от уборочной площади.