Мер господдержки бизнеса сегодня достаточно много, главная задача - не изобретать новые, а разобраться с существующими и заставить их работать, то есть систематизировать и сделать эту информацию доступной для инвесторов, уверен гендиректор Корпорации развития Среднего Урала (КРСУ) Сергей Филиппов. Тем более что "точек входа" в эти 64 организации всего 36.
- Я развиваю производство в Свердловской области. Из всех институтов развития я реально получил поддержку только от Фонда Сколково. Некоторые (например, Роснано) выдвигают неприемлемые условия по инвестированию, которые бизнес потянуть не может, - делится опытом председатель совета директоров уральского медицинского холдинга Александр Петров. - Был случай, когда наши ученые получили грант на разработку мирового уровня. Оформили патент, готовы были внедрять изобретение в производство. Но, оказалось, они как-то "неправильно" потратили грант. Правоохранительные органы потребовали вернуть деньги. Они вернули из своего кармана.
По мнению сопредседателя "Деловой России" Александра Галушки, институты и программы развития существуют изолированно друг от друга. Это "болезнь системы". Внедрение регионального стандарта создания благоприятного инвестклимата в субъектах РФ, который разработали АСИ и "Деловая Россия", идет непросто.
- Главная проблема - сопротивление бюрократии: ей не очень хочется этим заниматься - работы прибавляется. Чиновникам не хватает культуры управления, им очень сложно осознать, что у них есть клиент - бизнес, и этому клиенту нужно оказать качественные услуги, - констатирует Александр Галушка. - Как все происходит сейчас? Вот аналогия. Приходишь в булочную: хлеба нет, но есть мука, вода, печка и инструкция. Покупателю говорят: "Идите почитайте, что вы к нам пристаете, мы тут серьезными делами заняты - исполняем поручения вышестоящей булочной". Пока между властью и бизнесом происходит такой разговор, развития не будет. В чем секрет успеха Ульяновской и Калужской областей? Не в том, что они бодро отчитываются о внедренном стандарте и программах поддержки, а в иной модели поведения органов власти по отношению к бизнесу. И уже из этой модели вытекают работающие инструменты. Их может быть не так много, но они реально востребованы бизнесом.
За чиновников вступился экс-министр промышленности и природных ресурсов, руководитель агентства инвестиционного развития Челябинской области Владимир Павлов. Он отметил, что деятельность госслужащих очень задокументированна. До 97 процентов времени уходит на выполнение поручений "вышестоящей булочной", и работать приходится с огромным количеством документов. И лишь 2-3 процента остается на креативную деятельность, взаимодействие с бизнесом, содействие его непосредственным запросам.
Все же в Свердловской области уже предприняты шаги по увеличению доступности и прозрачности господдержки. КРСУ разработала единый реестр мер, где систематизирована информация обо всех институтах развития. Получился некий свод международных, федеральных и региональных программ, грантов, налоговых льгот, которые действуют в отношении участников инвестпроектов на Среднем Урале. Обратившись к реестру, любой предприниматель автоматически попадет в базу, формируемую областным министерством экономики и корпорацией развития. Подобный реестр, но уже в масштабе страны, вскоре планирует подготовить Агентство стратегических инициатив.
Предприниматели предлагают пойти дальше и ввести специальный ваучер, на котором они смогут писать отзывы о работе тех или иных институтов развития. На основании этих оценок областной фонд поддержки бизнеса будет принимать решения: добросовестным институтам компенсировать потраченные средства из бюджета в полном объеме, а нерадивым - частично, а то и не возвращать вообще. Представители крупных бизнес-сообществ нашли идею интересной и обещали подумать над ее воплощением.
Александр Пироженко, директор по развитию приоритетных программ АСИ:
- Система, в которой работают госслужащие, действительно не мотивирует на клиентоориентированность. Нужно менять этот порядок. Важно также посмотреть, насколько эффективны меры поддержки. Никто не ставил вопрос, какие результаты они дают как конкретному предпринимателю, так и экономике региона, страны? Нужно прекратить просто давать деньги предпринимателям, не спрашивая потом, на что они потрачены, ведь это явная почва для коррупции.
Сергей Могучев, руководитель регионального департамента госпрограмм федерального банка:
- В рамках поставленных целей долгосрочного экономического развития нет акцента на реализацию новых конкурентных проектов в реальном секторе экономики. Бизнес часто не знает, в каких программах он мог бы поучаствовать, на какую поддержку рассчитывать. Основная проблема - отсутствие единого видения, как решать задачи социально-экономического развития. Тех, кто хотел бы организовать в нашей стране бизнес, крайне мало. Еще один негативный момент: страховой бизнес практически не участвует в сопровождении проектов, хотя это могло бы снизить риски.