Необходимость в дополнительных стимулах для экономики страны возникла, когда стало понятно, что под влиянием как внешних, так и внутренних факторов темпы роста снижаются. Если изначально по итогам 2013 года прогнозировался рост ВВП на уровне 3,7 процента, то сейчас он понижен до 2,4. "Мы с вами прекрасно понимаем, что таких темпов для развития нам недостаточно", - заметил премьер-министр Дмитрий Медведев вчера на заседании правительства.
- В этих условиях основной упор мы можем сделать на качественные составляющие роста, - заявил глава кабмина. - Другой возможности у нас просто нет. Имеется в виду, конечно, и проведение структурных реформ, и использование имеющихся ресурсов развития технологического потенциала.
Основой долгосрочного развития считается реальный сектор экономики. Для базовых отраслей правительство подготовило меры господдержки, сказал Медведев. Это и ограничение темпов роста тарифов естественных монополий, и целевое субсидирование отдельных предприятий в рамках адаптации к условиям ВТО. "Все эти меры должны быть своевременно и в полном объеме исполнены", - указал премьер.
Министр экономического развития Алексей Улюкаев, представляя план действий, счел нужным напомнить, что он разрабатывался в непростых и обостряющихся макроэкономических условиях. Период послекризисного восстановительного роста экономики страны закончился. В первом полугодии, сообщил министр, ВВП вырос на 1,7 процента, нулевой рост продемонстрировало промышленное производство, инвестиционная активность вообще отрицательная, сокращается чистый экспорт. А в последние месяцы стала расти даже безработица. Положительную динамику демонстрируют только доходы населения, но, оговорился Улюкаев, только благодаря повышению зарплат бюджетников.
План мер, подготовленный Минэкономразвития, состоит из пяти блоков, включающих стимулирование развития малого и среднего бизнеса, повышение инвестиционной активности, повышение доступности банковского кредитования, общее улучшение делового климата и решение отраслевых проблем, связанных с вступлением России в ВТО.
Для поддержки малого и среднего бизнеса будет создан федеральный гарантийный фонд, который будет предоставлять гарантии аналогичным региональным фондам, а те, в свою очередь, выступать поручителями в банках за компании, у которых не хватает собственного имущества для залогового обеспечения кредитов. "При низкой общей дефолтности этих фондов, а она не превышает 5,5 процента за последние годы, это было бы с приемлемыми рисками достаточно устойчивым финансовым ресурсом для малого бизнеса", - считает Улюкаев.
В помощь малому бизнесу через Внешэкономбанк может быть выделена часть средств Фонда национального благосостояния. Причем для этого, как считают в Минэкономразвития, не нужно придумывать новых инструментов - достаточно размещать средства по существующим схемам в ВЭБе, а банк бы фондировал развитие малого и среднего бизнеса.
Для повышения инвестиционной активности кроме прочего предлагается введение льготы на налог на доходы физических лиц для тех, кто инвестирует в российские ценные бумаги на срок более трех лет.
Доступность банковского кредитования станут развивать, не только снижая издержки кредитных организаций. Их кредитные возможности попробуют расширить в том числе за счет средств федерального бюджета, размещая на депозитах невостребованных средств федерального бюджета на срок от 6 месяцев.
Вчера же Федеральная антимонопольная служба (ФАС) представила в правительство ежегодный доклад о состоянии конкуренции в экономике. Диагноз премьер-министр поставил короткий и не радужный. "Упрощение разрешительных процедур, обеспечение равного доступа к энергетическим ресурсам, инфраструктуре, сокращение избыточного количества государственных объектов - по всем этим направлениям работа идет, принимаются дорожные карты, программы, но если говорить откровенно, существенных сдвигов пока нет, - подчеркнул он. - Антимонопольное законодательство у нас довольно строгое, а вот конкуренция пока слабенькая".
Проблемы с конкуренцией сохраняются на рынках сырьевых товаров, в сферах естественных монополий и госзакупок, по-прежнему существуют административные барьеры и ограниченный доступ к транспортной инфраструктуре. "От таких ограничений страдает и малый, и средний бизнес и вообще все, кто пользуется соответствующей государственной системой", - заметил Медведев.
В регионах уровень развития конкурентной среды остается разным. "Во многом он зависит от реальной позиции местных властей, от профессиональной подготовки управленческих команд, которые занимаются развитием экономики в регионе", - сказал глава правительства. Сейчас правительство готовит единый региональный стандарт конкуренции.
"Уровень развития конкуренции за последний год снизился", - заявил глава ФАС Игорь Артемьев, передавая настроения, царящие в предпринимательской среде. Он считает, что такое эмоциональное отношение бизнеса стало следствием недостаточных шагов государства на фоне тех задач, которые стоят перед ним. "Основная тема связана с большим огосударствлением экономики, с административными барьерами и административным ресурсом", - уточнил Артемьев.
Для главы ФАС очевидно, что существует одна большая идеологическая проблема: все упирается в оставшееся с советских времен мышление, в котором сохраняется образ крепкого хозяйственника. "Главная наша проблема заключается в том, что конкуренция на уровне отраслей не стала ценностью", - заявил он. Крепкий управленец хорош в кризисных условиях, но, по мнению Артемьева, в 21 веке надо думать о будущем, а будущее - за конкуренцией.
- Крепкий хозяйственник - это всегда враг конкуренции? - уточнил Дмитрий Медведев.
- Хотелось бы, чтобы он видел дорогу, куда он идет, - ответил Артемьев.
Вместе с тем даже внутри правительства понимание правильного пути разное. "В значительной мере министерства не заинтересованы в том, чтобы развивать конкуренцию, - констатировал глава кабмина. - Очень часто в проведении конкурентных мер не заинтересованы сами руководители отрасли, компаний. Но это не значит, что так должно быть".
"Никакие серьезные постоянные меры воздействия на конкурентную среду министерствами не выполняются", - согласился первый вице-премьер Игорь Шувалов, возглавляющий правительственную комиссию по развитию конкуренции. Поэтому он предложил, чтобы на заседаниях время от времени главы отдельных министерств докладывали, как они реализуют соответствующие "дорожные карты".
Крайности вице-премьеры обнаружили и в докладе ФАС. Аркадий Дворкович, курирующий реальный сектор экономики, поспорил с необходимостью использования частных локомотивов на железных дорогах. Не уверен он, что в России необходим такой же уровень конкуренции в энергетике и в частности газовой сфере, который существует в Европе. "Я сомневаюсь, что нам нужен третий энергопакет, который ФАС бы поддержал всей душой", - заметил вице-премьер.
Не без греха и сама антимонопольная служба. ФАС, пояснил Дворкович, выступает против внедрения невозвратных билетов на авиарейсы, а это мешает развитию дешевых авиаперевозчиков, так называемых лоукостеров. Фактически решение ФАС ведет к ограничениям конкуренции в этой отрасли.
В этой связи вице-премьер предложил подумать об определенном ограничении самостоятельности службы. "По ряду направлений у ФАС есть полномочия принимать решения самостоятельно, даже без консультаций с какими бы то ни было еще министерствами. Оценка регулирующего воздействия тоже по решениям антимонопольной службы не проводится, и это иногда ведет к тяжелым последствиям", - обосновал Аркадий Дворкович такую необходимость.