Новгородские воздухоплаватели впервые перелетели через Ильмень

Новгородские воздухоплаватели братья Федоровы организовали перелет на тепловых аэростатах через озеро Ильмень.

Рано утром 27 июля в небо поднялись четыре шара. Вместе с новгородцами в этом непростом мероприятии участвовали пилоты из Санкт-Петербурга и Великих Лук.

Братья Александр и Алексей Федоровы являются постоянными участниками воздухоплавательных фестивалей в различных городах страны. А недавно сами организовали фестиваль в Старой Руссе, посвященный первому русскому аэрологу Михаилу Поморцеву (1851-1916 гг.).

Как они признались, их впечатлило упорство и энтузиазм московских и старорусских краеведов, которые буквально из небытия вернули на старорусскую землю имя своего земляка - великого ученого и изобретателя. А также покорила сама фигура генерал-майора артиллерии Михаила Поморцева, который лично участвовал в испытаниях своих приборов, воздушных шаров и аэростатов.

Кстати, в переизданной старорусскими краеведами редкой книге Минкельдея "М.М. Поморцев - первый русский аэролог" описывается, как однажды ученый чуть не погиб, проводя испытание над озером, но только не над Ильменем, а над Ладожским. Оборвался трос, державший шар, ветер понес Поморцева с напарниками в открытое озеро, горячий воздух в оболочке заканчивался и шар падал. Пилоты уже успели попрощаться с жизнью, но были спасены рыбаками и отправленным на перехват шара судном.

Чтобы не повторить судьбы первого русского аэролога, участники современного перелета над озером Ильмень решили пересечь его не по центру, а по западной части, и с самого старта набрать максимальную высоту.

- Разрешение было получено на 3 тысячи метров. Но потолка достигать не потребовалось. Летели на высоте около километра. Только я ради эксперимента на своем шаре "Господин Великий Новгород" поднялся до 2 550 метров, - рассказал Александр Федоров. - Мы стартовали возле деревни Хотяж в пригороде Великого Новгорода и рассчитывали приземлиться в Старорусском районе возле деревни Буреги на Ильменском глинте. Но ветер отнес нас чуть восточнее. И шары приземлились на полях возле деревень Большое Учно, Шишиморово, Устрека и Борисово.

Рискованность таких мероприятий заключается в том, что тепловые аэростаты - это не управляемые летательные аппараты. Изменить траекторию их полетов практически невозможно. И пилотам приходится полностью полагаться на ветер, а для этого - вести перед стартом многодневные наблюдения за погодой, потоками воздушных масс, запускать метеорологические зонды. То есть во многом применять на практике все то, что более ста лет назад изобрел Михаил Поморцев, автор первого русского учебника по синоптической метеорологии (1889 г.).

Группам сопровождения на земле пришлось немало поволноваться за своих коллег в воздухе. В зависимости от высоты, скорость тепловых аэростатов составляла от 12 до 47 километров в час. И чем ниже аэростат, тем больше вихревых потоков, способных отклонить шар от намеченной траектории. Кроме того, если бы направление ветра продолжало меняться на западный, то всю воздухоплавательную экспедицию унесло бы в разветвленную дельту реки Ловать, где пилотам пришлось бы приземляться либо на острова, либо прямо в воду. Но все обошлось без происшествий.

В среднем продолжительность путешествия над Ильменем заняла у воздухоплавателей около двух часов. Они преодолели по 40-45 километров. На это каждый аэростат израсходовал порядка 100 литров газа.

Пилотам еще предстоит обобщить свои наблюдения и выработать определенную тактику проведения полетов над Ильменем. Возможно, такие полеты могут стать частью спортивных соревнований российских воздухоплавателей. Ну а "катать" пассажиров над озером воздухоплаватели пока не планируют. Для этого нужно совершить еще не один подобный перелет и иметь сопровождение не только на земле, но и с воды.