Бывшего проректора Новосибирского государственного медицинского университета Андрея Фидиркина больше трех лет назад заподозрили в мошенничестве и превышении должностных полномочий. Потерпевшие - 12 соискателей степеней кандидатов наук. Им было предложено заключить договоры с Социальным колледжем НГМА. Одним из учредителей этого негосударственного колледжа был все тот же Андрей Фидиркин, одновременно возглавлявший и региональный диссертационный совет при медуниверситете.
В колледже якобы проводилась послевузовская подготовка этих соискателей кандидатских степеней. Лицензии на такую деятельность у колледжа нет и быть не может, и образовательные услуги ученым, как считает следствие, не оказывались. Однако деньги от соискателей на счет переводились - от 15 до 25 тысяч рублей. Кстати, один из потерпевших заплатил за гарантии защиты в десять раз больше - 150 тысяч.
Все эти соискатели в 2006-2007 годах успешно прошли через горнило диссертационного совета. Вот только с дипломами вышла неувязка. Андрей Фидиркин так и не отправил документы новоиспеченных ученых в минобразования и ВАК.
Например, на официальном сайте Законодательного собрания Новосибирской области размещены "визитные карточки" всех народных избранников. Депутат Игорь Гришунин сообщает о себе: "кандидат юридических наук, доктор политических наук". Депутат Александр Козлов чуть скромнее - просто кандидат юридических. Заинтересовавшись научной деятельностью парламентариев, мы направили запрос в Высшую аттестационную комиссию при Министерстве образования и науки России. Пришел ответ из департамента научных и научно-педагогических кадров минобрнауки - данных о выдаче дипломов кандидатов наук Игорю Гришунину и Александру Козлову у них нет.
В Заксобрании прокомментировать эту информацию отказались: ведь это не относится к деятельности законодательного органа и вообще - персональные данные. Видимо, это личное дело каждого депутата, что писать о себе на официальном сайте Заксобрания. К счастью, сам Игорь Гришунин был готов к открытому диалогу о своей научной работе. И подтвердил, что диплома ВАК у него действительно нет. Но при этом запись на сайте о степенях - вполне правдивая.
- С Александром Козловым я защищался в один день, - рассказал Игорь Гришунин. - Дипломы выданы нам общественной организацией. И в этом нет ничего страшного.
Эта общественная организация - Высшая межакадемическая аттестационная комиссия (ВМАК) - была создана в России больше десяти лет назад. Внешне дипломы ВМАК очень похожи на "корочки", которые выдаются ВАКом. И степени такие же - не какие-нибудь там магистры, а привычные кандидаты и доктора наук. Государственный ВАК эту "параллельную" структуру никогда не признавал. И доплаты за степень таким ученым не положены. Правда, кое-кто умудрялся эту доплату получать. В Центральном суде Новосибирска рассматривается иск Виктора Дасько - бывшего замначальника Управления по СФО аппарата Государственного антинаркотического комитета. Он намерен через суд восстановиться в должности, с которой его уволили в связи с совершением порочащего поступка - Виктор Дасько 11 лет (!) получал из бюджета доплаты за кандидатскую степень... по версии ВМАК.
Но большинству ВМАКовцев деньги не нужны. Главное - надпись на визитке. Кто будет проверять дипломы, разбираться в деталях?.. Есть сведения, что еще пару лет назад стать кандидатом с корочками ВМАК в Новосибирске можно было за три-пять тысяч долларов. Доктором - за пять-семь. Дорого. Солидно. Престижно. Законно. И без всякой опасности стать жертвой "Антиплагиата". Кандидатами экономических наук- по версии ВМАК - являются вице-мэр Новосибирска Александр Солодкин. Этот видный экономист уже четвертый год под стражей по обвинению в руководстве структурным подразделением "труновского" преступного сообщества. Его коллега, тоже кандидат экономических наук ВМАК Анатолий Радченко - в международном розыске. По данным следствия, в перерывах между научными изысканиями он возглавлял "труновскую" банду киллеров.
Научным руководителем Игоря Гришунина была Людмила Леонова. Известный в Новосибирске юрист. Профессор одного из вузов. .На юридических порталах про нее тоже написано: кандидат философских наук, доктор юридических наук. И, как рассказала "РГ" сама Людмила Леонова, диссертации у нее разные. Кандидатская - выдана ВАК. А докторская, спустя год - ВМАК. И, мол, сегодня, в связи со скандалами в ВАКе, еще неизвестно, какая имеет большую ценность.
По признанию Людмилы Леоновой, диссертации ВМАК защищаются в форме научного доклада. Объем таких докладов, если судить по исписанной бумаге, - значительно меньше объема диссертации, которая признается государством. Несколько страничек, если уж по-честному. "Таким образом, - говорит Людмила Леонова,- на Западе защищаются практические работники, которые накопили большой опыт".
Кстати, "практический работник" Игорь Гришунин, по его словам, сейчас научной деятельностью не занимается. Увлекся другими темами. А жаль. Мог бы ведь и Нобелевскую премию получить. Альтернативную, конечно. Мало ли какие бывают предложения у общественных организаций.
Кирилл Горелов, психолог:
- Стремление обзавестись научной степенью, иногда и не одной, действительно приняло массовый характер. В основе процесса, вероятно, лежит снижение критики по отношению к себе, к оценке своей личности: любые свои поступки человек воспринимает некритично, позитивно, минимум нейтрально. Другой психологический слой феномена - это уровень самооценки. У людей, любой ценой стремящихся к получению научных степеней, самооценка, скорее всего, завышена. У них есть блестящий образ себя, которому в реальном мире, чтобы поддержать это представление, должны соответствовать определенные атрибуты - высокая должность, престижное жилье, дорогое авто, ученая степень. Эти люди не могут принять себя такими, какие они есть, для них важна система символов, подчеркивающих их значимость в социуме, восхищенная оценка окружающих. Ну и еще один момент - жаждущие остепениться любой ценой находятся под воздействием поведенческого стереотипа, сформировавшегося в российской "элите": ученая степень - это musthave для чиновника или депутата. Это должно быть во что бы то ни стало, чтобы не выпадать из корпоративной обоймы, чтобы быть "не хуже людей".