В Градце-Кралове актеры "У моста" участвовали в 19-м фестивале "Театры европейского региона". В 1995 году этот фестиваль рождался непосредственно при участии пермского коллектива, и по сей день "У моста" на нем - один из главных гостей. Фестиваль собрал несколько десятков коллективов со всей Европы, а также из Японии. И только пермский театр снова показал не один, а два спектакля: "Безрукого из Спокэна" по пьесе Мартина МакДонаха и "На дне" А. М. Горького.
МакДонах для "второго Авиньона", как называют градчанский форум, не в диковинку - десять лет назад именно в Чехии Сергей Федотов впервые и посмотрел спектакль по пьесе ирландца, загорелся желанием поставить его в Перми и тем самым породил моду на МакДонаха в России. А вот Горький явился на чешской сцене впервые за очень много лет. Уже позднее, в Праге, на спектакли пермяков пришел живой классик чешского театра Ян Качер. Он сам последний раз ставил "На дне" в Чехословакии еще в пятидесятые годы.
- Клеймо сугубо "пролетарского писателя" там прилипло к Горькому еще больше, чем здесь, - рассказывает Федотов. - Мы были рады, что благодаря нам чешская критика и пресса взглянули на его творчество непредвзятым взглядом, поверх идеологических шор. Подобно тому, как в Чехии мы открыли МакДонаха для России, так, может, теперь мы заново открыли Горького чешской публике?!
Из сердца Европы выездная часть пермской труппы (вторая часть в это время в Перми закрывала сезон "Панночкой") отправилась в Севастополь - участвовать в традиционном фестивале лучших спектаклей российской "Золотой маски". Там показывали уже "Калеку с Инишмана", и тем, похоже, открыли МакДонаха для Украины.
- Там этот драматург почти неизвестен, - рассказывает художественный руководитель "У моста". - Если в России сейчас насчитывается 120 постановок по пьесам МакДонаха, а кое-где в московских театрах поставили уже все восемь его пьес, то на Украине идет один спектакль в Киеве и другой еще где-то. Потому севастопольской публике он был особенно интересен, несмотря на жару под 40 градусов и разгар пляжного сезона.
Из Крыма "мостовцы" вернулись в Чехию. Главным событием лета стали мини-гастроли пермского театра в национальном Театре комедии в Праге. На его сцене были сыграны сразу пять спектаклей: "Панночка" Нины Садур по Н. В. Гоголю, "Женитьба" самого Гоголя, "На дне", "Безрукий из Спокэна" и "Калека с Инишмана" Мартина МакДонаха.
- Здесь был тот же прием, - доволен Федотов. - В разгар лета залы были полны. Театр комедии, которому это понравилось, сделал нам предложение о постоянном сотрудничестве. Они покажут свой спектакль в Перми, потом мы повторим свои гастроли. Я получил предложение поставить спектакль на сцене Театра комедии.
Кроме этого творческого обмена, родился еще один замысел. Урожденная пермячка Ольга Кондрашина, живущая в Праге уж тридцать лет и воодушевленная приемом земляков, решилась повторить фестиваль "Пермский период", который уже проводила два года назад за собственный счет. И попросила Сергея Федотова порекомендовать для этого еще какие-нибудь пермские коллективы.
- Я сходу предложил квартет "Каравай" и балет Евгения Панфилова, - говорит мастер.
Завершив сезон позже всех, как всегда, "мостовский" коллектив выходит из отпуска раньше других пермских театров и уже 19 августа ждет публику: начинают с "На дне".
В сентябре театр представит новую редакцию "Мандата" Николая Эрдмана. Наряду со "Зверем" Гиндина - Синакевича и "Панночкой" это был один из первых спектаклей "У моста", сделавших славу первому мистическому театру России.
Греческий режиссер Василис Лагос (пермяки могут его знать благодаря участию в фестивале "Пространство режиссуры". - ред.) еще весной приступил к репетициям "Царя Эдипа" Софокла и нашел пермскую труппу очень подходящей для воплощения замысла.
Сам Сергей Федотов продолжает работать над "Замком" по роману Франца Кафки.
О сроках премьер традиционно предпочитают не говорить. Спектакли "У моста" не назначаются и подбираются по графику, а рождаются.
Тем более, что до октября "мостовский" коллектив намерен осуществить главную премьеру - зимнего сада. Его строительство уже началось в рекреации между двумя крыльями театрального здания.
"У моста" прекрасная заполняемость зала - аншлаг на всех спектаклях. А если представления идут одновременно в двух залах, то в антракте в фойе одновременно могут оказаться 280 человек (двести мест в большом зале и восемьдесят в малом) - тесновато там в это время публике. Потому многие зрители в перерыве между отделениями вынуждены коротать время в зале. Летом публика еще может выходить на улицу, но зимой... А к будущему юбилею ожидается еще и много гостей из России и из-за рубежа. С грустью, по словам Сергея Федотова, размышлял он, как летом на "Белые ночи" за двадцать три дня было потрачено 250 миллионов рублей, то есть каждый день мегафестиваля стоил более 10 миллионов...
- …В то время, как не нашлось пяти миллионов, чтобы помочь театру, который работает на имя Пермского края, всего в одной проблеме, - сокрушается худрук.
На обращение попечительского совета театра к администрации города не поступило ответа.
Коллектив бросил клич всем помочь, кто чем сможет. В июле здесь приступили к работам, имея три миллиона рублей, вырученных от работы практически без выходных. Бывало, играли до 70 спектаклей в месяц, по четыре-шесть представлений в день...
Для завершения строительства требуется еще два миллиона. И помочь можно не только деньгами, но и стройматериалами.
В начале октября пермский театр непосредственно празднует 25-летний юбилей. Недавно Федотов, по его словам, осознал: ведь его театр основан в год тысячелетия крещения Руси (1988).
- Вот почему нам всю жизнь сопутствует удача! - улыбается режиссер. - И мы чувствуем покровительство светлых сил.
К "мостовцам" в гости приедут театральные коллективы из Эстонии, Польши и Чехии. Во вторую неделю месяца на сцене "У моста" пройдет их фестиваль друзей пермского коллектива.