Разработать механизмы, которые позволят "подтянуть" медианную зарплату хотя бы до уровня средней должна рабочая группа, которая, как стало известно "РГ", будет создана при минтруде по поручению вице-премьера Ольги Голодец.
Пока еще не известно, кто войдет в ее состав, но уже понятно, что задача перед ней будет стоять непростая.
Как отмечают эксперты, зарплату нельзя отделить от всех остальных экономических процессов в стране. А ситуация сейчас непростая.
На проблему низких зарплат надо смотреть как минимум с трех позиций - экономическое положение в целом, структура рынка труда и государственное планирование, рассказал "РГ" советник Института современного развития Никита Масленников. Первое - экономика.
Но инвестиционный рост еще не начался. По итогам второго квартала на треть снизилась прибыль - сальдо финансового результата до вычета налогов на предприятиях. "В 2011 году показатель был 16 процентов ВВП, сейчас - меньше 10 процентов", - уточняет Никита Масленников. За последние три года значительно выросли издержки - нагрузка на фонд оплаты труда. В этих условиях говорить о существенном повышении зарплат не приходится, считает эксперт. Государству надо найти золотую середину между нагрузкой на предпринимателей и интересами пенсионного и других соцфондов, поскольку снижение экономических показателей вкупе с ростом нагрузки на зарплату "способствует" уходу в тень, снижается пополнение бюджетов, наполнение соцфондов, растут соцрасходы.
"Сейчас идет повышение оплаты труда бюджетников. Считается, это должно дать позитивный импульс экономике: стимулировать потребительский спрос, а он стать локомотивом для экономики. Но последние данные показывают, что произошло насыщение, и потребительский спрос в России перестал быть драйвером. Зато повышение зарплат бюджетникам провоцирует рост инфляции. Это не значит, что не надо повышать, но каждый шаг должен быть четко просчитан на перспективу", - продолжает эксперт.
Еще одна проблема - отставание темпа роста зарплат от производительности труда, а повышение производительности невозможно без инвестиций.
Второй фактор - рынок труда. Последние три месяца наблюдается рост общей безработицы и, по мнению экспертов, он продолжится и осенью - в сентябре, октябре. Кроме того, растут структурные диспропорции на рынке труда.
"Число вакансий и безработных, зарегистрированных в службе занятости почти одинаковое. Это говорит о том, что нужны представители одних специальностей в конкретных регионах, а есть другие специалисты и в других местах. Такая ситуация держится много лет. А несбалансированность на рынке труда, как правило, приводит и к зарплатному дисбалансу", - продолжает эксперт. Мы не знаем, что на самом деле происходит на рынке труда, не можем спрогнозировать, как он изменится в перспективе, а значит, не можем полноценно управлять процессами, которые на нем происходят и будут происходить, добавляет эксперт. А для того, чтобы научиться это делать, государство должно научиться по-новому просчитывать варианты развития событий на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Тем не менее профсоюзы считают, что экономика экономикой, а с зарплатой в России, и правда, много несправедливостей, которые надо исправить. "Нигде в Европе нет такой разницы в зарплатах между менеджерами и работниками, как у нас. И разговоры о том, что у нас иные экономические реалии, несколько лукавые. Кризис показал - на некоторых предприятиях зарплату людям выплачивать переставали, а дивиденды собственникам - нет", - говорит секретарь Федерации независимых профсоюзов Александр Шершуков. Нужно вводить ограничения на кратность зарплаты между руководителями и рядовыми работниками, при чем касаться они должны не только государственного сектора, но и коммерческого, государству под силу это отрегулировать, предлагает он. И считает, что нужно дать больше возможностей профсоюзам для отстаивания интересов работников. "Начиная с того, что профсоюзам должна предоставляться информация об истинном социально-экономическом положении предприятия и заканчивая тем, что нужно обязательно пересмотреть процедуру организации забастовок", - говорит он.
Впрочем, директор Института социальной политики и социально-экономических программ НИУ "Высшая школа экономики" Сергей Смирнов не понимает, как можно указывать частному бизнесу, какие устанавливать зарплаты. "В бюджетной сфере - пожалуйста, на государственных предприятиях - не проблема. И государство занимается сейчас этими вопросами. Есть ограничения на кратность в зарплатах в бюджетном секторе, устанавливаются ограничения на "золотые парашюты, но реальный сектор экономики живет по другим правилам. Государство должно регулировать социальный пакет - гарантированный отпуск, больничный и другие права работников", - говорит он. А заработные платы в коммерческом секторе должны регулироваться через партнерские отношения между работодателями и профсоюзами, добавляет он.
Работодатели считают, что в первую очередь надо решить проблему минимального размера оплаты труда. "В минтруде есть рабочая группа по повышению МРОТ, и там в частности обсуждается вариант - минимальная зарплата должна соответствовать прожиточному минимуму в регионе, и мы согласны с такой постановкой вопроса", - говорит управляющий директор управления рынка труда и социального партнерства Российского союза промышленников и предпринимателей Марина Москвина. А это касается не только бюджетников и тех, кто работает в частном секторе, поскольку минимальная зарплата часто лежит в основе тарифных сеток в бизнесе, и если повысится МРОТ, то соответственно будут подтягиваться и другие зарплаты. Другое дело, что это должно происходить поэтапно и каждый раз учитываться реальное положение вещей в бизнесе. Если нагрузка будет увеличиваться без учета реальной ситуации в экономике, бизнесу придется оптимизировать кадры, чтобы иметь возможность платить зарплату нужного размера, добавляет Москвина.
А вот Никита Масленников считает, что федеральный МРОТ тоже должен быть, как общая планка.
Минкомсвязь для привлечения иностранцев в отечественный информационно-коммуникационный сектор предлагает снизить порог годовой зарплаты для таких специалистов в два раза, с двух до одного миллиона рублей. Это позволит ИТ-компаниям частично восполнять потребность в привлечении профессиональных кадров по специализациям в области информационных технологий, по которым в России пока не ведется подготовка.
Речь идет о поправках в Закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", который устанавливает особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами. Предложения министерства опубликованы для публичного обсуждения.
Это касается только высококвалифицированных специалистов, для которых работодателям не надо получать разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Также здесь не применяются действующие квоты на приглашения на въезд. То есть теперь брать на работу резиденты технико-внедренческих особых экономических зон смогут научных работников или преподавателей на годовую зарплату в миллион рублей. Но на иностранных граждан, участвующих в реализации проекта "Сколково", новые требования к размеру заработной платы распространяться не будут. Пока для большинства ИТ-компаний действующий минимальный порог оплаты труда высококвалифицированных специалистов из числа иностранных граждан в два миллиона рублей в год, около 167 тысяч рублей в месяц, является чрезмерно высоким. Это ограничивает возможности развития отрасли в регионах, считают в минкомсвязи. Если порог будет снижен, то зарплата иностранцев станет минимум 83 тысячи рублей в месяц.