Новости

Водительские удостоверения задерживать не будут
С первого сентября инспекторы не будут задерживать права, даже за самые суровые нарушения, например, за пьянку за рулем. Другое важное нововведение - уходит в прошлое еще один "лишний" документ - временное разрешение на управление транспортным средством.

Это прописано в новых поправках в Кодекс об административных правонарушениях. Как будет применяться лишение прав в новой ситуации, рассказали нашим читателям на прошедшей в редакции "Российской газете" "Прямой линии" представители Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России: замначальника отдела обеспечения правоприменительной деятельности Андрей Клименко и старший инспектор по особым поручениям отдела по организации экзаменационной работы Роман Самсонов.

Андрей Клименко: Инспектор не сможет изымать права на дороге - эта норма вступает в силу с 1 сентября. На наш взгляд, она значительно облегчит положение лиц, которые привлекаются к административной ответственности. Отменяется возможность изъятия водительского удостоверения в качестве меры обеспечения производства по делу об административных правонарушениях.

Если водитель выехал на встречную полосу или попался пьяным за рулем, у него не будут задерживать права?

Андрей Клименко: Совершенно верно. Сейчас и до 1 сентября, если человек совершил административное правонарушение, которое влечет лишение права управления, у него изымается водительское удостоверение, а взамен выдается временное разрешение. С временным разрешением было очень много проблем.

Оно имело ограниченный срок действия - два месяца. А если дело затягивалось, то у водителей возникали проблемы с продлением этого разрешения. Особенно часто такие ситуации возникали, когда дело находилось в пересылке между подразделениями ГАИ, судебными органами, между различными судебными участками, когда удовлетворялись ходатайства лица о направлении дела по месту жительства.

В этом промежутке фактически отсутствовал "орган" - должностное лицо, которое было правомочно продлить временное разрешение.

Сейчас эта ситуация уйдет в прошлое.

Водительское удостоверение в качестве меры обеспечения изыматься не будет.

Есть еще один аспект. Наши граждане зачастую выезжают за рубеж на своем автомобиле. Но если перед пересечением границы у него будут задержаны права, то за границей он уже не сможет ездить. Наше временное разрешение - не легитимный документ за рубежом. То же самое касается и лиц, приехавших к нам из-за рубежа.

Как же тогда водителя будут лишать прав?

Андрей Клименко: С момента вступления в законную силу постановления суда о лишении права управления транспортным средством водитель должен будет в течение трех суток сдать права. Изъятие водительского удостоверения как мера исполнения вынесенного судом решения о лишении права управления осталась.

Куда ему нужно будет сдать права? В подразделение ГАИ?

Андрей Клименко: Да. А в какое, это должен определить суд в своем постановлении. Суд решает, в каком подразделении будет исполняться постановление о лишении прав управления. Это может быть либо подразделение по месту жительства лица, в отношении которого оно вынесено, либо по месту составления протокола, по месту возбуждения дела по административному нарушению. Суд пропишет это в постановлении, и направит его в это подразделение Госавтоинспекции.

Срок лишения прав с какого момента будет исчисляться? С момента вступления в законную силу постановления суда?

Андрей Клименко: С момента сдачи удостоверения в подразделение. Чем дольше человек будет тянуть со сдачей прав, тем дольше получается отложенное наказание. Но надо понимать, что постановление суда вступает в силу в определенные сроки. Например, первичное решение суда - через десять дней после его получения водителем, если оно не обжаловано. Решение суда по обжалованию - с момента подписания. И если после этого в течение трех дней водитель не сдаст права, у него есть риск получить более серьезное наказание. Если его за рулем поймает инспектор, то будет считаться, что он управлял транспортным средством, будучи лишенным права управления. Тогда права уже будут изъяты, срок лишения начнется именно с этого момента, но в дополнение ко всему, такому водителю грозит еще и штраф 30 тысяч рублей или арест до 15 суток, или исправительные работы на срок от 100 до 200 часов. Надо понимать, что если, после вступления в силу решения суда, водитель не сдал удостоверение, то срок исполнения прерывается. Возобновится он именно с момента сдачи удостоверения.

Сергей Бакин, Москва: В новом кодексе предусмотрено более суровое наказание за повторное управление в нетрезвом состоянии - штраф 50 тысяч и лишение прав на 3 года. А за повторный отказ от медосвидетельствования наказание остается прежним. Тогда зачем водителю вообще проходить освидетельствование?

Андрей Клименко: Действительно, в этих поправках повторный отказ от медосвидетельствования не отягчается. Но следует учесть, что в Госдуме лежит еще один законопроект, в котором за это предусмотрено более тяжкое наказание. Вплоть до уголовной ответственности. Предполагается, что осенью он будет рассмотрен и принят. Таким образом, повторный отказ от медосвидетельствования в конечном итоге может оказаться "дороже".

Александр Вдовченко, Москва: За учебную езду по автомагистрали штраф вырастает до 1000 рублей. А как учить водителей? Ведь получив права, они все равно выедут на автомагистраль и столкнутся с высокими скоростями, к которым просто не готовы.

Андрей Клименко: В Правилах дорожного движения прописан запрет на учебную езду на автомагистралях. Соответственно в КоАП предусмотрено наказание за нарушение этого пункта правил.

Роман Самсонов: Сама система подготовки водителей требует корректировок. Сейчас над этим идет работа. Тем более что пятого ноября вступают в силу поправки в закон о безопасности дорожного движения, которыми вводятся новые категории и подкатегории водительских удостоверений. Действительно, в большинстве стран водителей в обязательном порядке обучают, в том числе, движению по скоростным магистралям. Мы к этому тоже придем.

Владимир Котров, Челябинск: В связи со вступлением в силу закона о безопасности дорожного движения. Появятся ли требования к оснащению автошкол, автодромов?

Роман Самсонов: Обязательных норм по применению технических средств в законе у нас нет. Но в новом проекте постановления правительства о приеме экзаменов мы предусматриваем преференции для тех лиц, которые проходили обучение и сдали итоговую аттестацию на автодроме. У них не будет приниматься первый этап, так называемые навыки первоначального обучения вождению.

Готовится постановление правительства о сдаче экзаменов? Что нового вы предлагаете для кандидатов в водители?

Роман Самсонов: В частности, мы планируем разделить экзамены, первая часть экзамена - теоретический экзамен и экзамен по навыкам первоначального управления. Этот экзамен будет приниматься после прохождения кандидатами-водителями соответствующих курсов - курса теоретической подготовки и первоначальных навыков. Когда он готов, подает заявление в ГАИ, посылает сведения о себе, о том, что он прошел этот курс, прошел обучение по первоначальным навыкам. Мы принимаем у него экзамен и после этого допускаем его к обучению на дорогах общего пользования. Обучившись, он получает в автошколе свидетельство об окончании полностью, и снова приходит в ГИБДД на последний экзамен. После чего получает права.

А как это отразится на сроках обучения? Ведь сейчас люди, обучаясь вождению, параллельно изучают и теорию. А получится, что сначала теория, а потом только практика?

Роман Самсонов: От этого хуже не будет. К тому же можно скорректировать программы подготовки водителей. Сейчас на теоретическую подготовку отпущено 106 часов. Но закон об образовании предусматривает различные формы обучения, например, дистанционную. За один месяц можно пройти курс теоретической подготовки, правила изучить, получить навыки первоначального обучения. Может быть, в целом сроки немного увеличатся - недели на две. Возможно, от этого будет польза: люди станут лучше готовиться.

Михаил, Москва: Когда ГАИ, местные власти повысят скорость движения? Как это будет на практике?

Андрей Клименко: Появилась разрешительная норма, которая позволяет собственникам или владельцам дорог, с учетом конкретных особенностей дороги, учитывая аварийность на конкретном участке дороги, повышать предельно допустимую скорость движения. Но это еще не значит, что сегодня-завтра на всех магистралях скорость автоматически повысится до 130 км/ч. Госавтоинспекция лишь контролирует соответствующий скоростной режим, который установлен на данном участке дороги. А вопрос - возможно или невозможно применить здесь это ограничение, находится в ведении собственника или владельца дорог. Естественно, этот вопрос согласовывается с Госавтоинспекцией, но решение принимает тот, кто отвечает за этот участок дороги.

Алексей Романов, Рязань: Сейчас установлено 0,16 миллиграмм алкоголя на литр выдыхаемого воздуха. Но у приборов есть своя погрешность. Будет ли она учитываться?

Андрей Клименко: В примечаниях к вступающей в силу статье 12.8, сказано, что 0,16 мг/литр выдыхаемого воздуха это и есть суммарная погрешность прибора. Эта величина рассчитана специалистами и должна покрывать все возможные технические погрешности. В том числе и ту, которая указана в паспорте прибора. Если прибор покажет 0,16, то будет считаться, что вы не употребляли опьяняющих веществ. Но если покажет 0,161 (на тех приборах, шкала которых выводит более двух цифр после запятой) или 0,17, будет считаться, что вы употребляли эти вещества. А значит, инспектор составит протокол и отправит в суд.

Андрей Маслов, Санкт-Петербург: За повторный проезд на красный свет грозит лишение прав. А что такое повторное нарушение?

Андрей Клименко: Повторным считается правонарушение, совершенное с момента вступления в законную силу постановления о предыдущем нарушении и до окончания года с момента исполнения этого постановления. Человек проехал на запрещающий сигнал светофора, допустил нарушение по части 2 статьи 12.12. Инспектор привлек его к ответственности, назначил административное наказание. Случилось это 1 августа, ему вручили постановление, если он его не обжалует в течение десяти суток, оно вступает в законную силу 11 августа. С 11 августа человек считается привлеченным к административной ответственности по ст. 12.12, срок у него уже пошел, окончание этого срока зависит исключительно от данного человека. Если он оплачивает административный штраф в этот же день, то годичный срок давности исчисляется с момента оплаты, с момента окончания исполнения. Если же он тянет дальше, тем самым оттягивает свой срок, в течение которого он может быть повторно привлечен.

Срок оплаты штрафа 2 года?

Андрей Клименко: Срок исполнения два года. Срок оплаты - два месяца.

Если человек в течение двух лет не оплатил штраф?

Андрей Клименко: К этому времени материал уже будет в Федеральной службе судебных приставов. Если всеми законными методами не будет взыскан штраф с человека, исполнение по постановлению о штрафе прекращается. В законе есть оговорка, что исполнение приостанавливается, если человек уклоняется от исполнения данного наказания.

Если судебным приставам материалы не переданы?

Андрей Клименко: Если материалы не переданы или приставы не приняли мер к исполнению, значит через два года исполнение прекращается. После этого еще год водитель будет считаться привлеченным. И если в это время он снова проедет на красный свет, то будет наказан как за повторное нарушение.

Александр Ерошин, Москва: Где и как люди с ограниченными возможностями могут сдать на права?

Роман Самсонов: В новом проекте постановления правительства по сдаче экзаменов мы предусмотрели возможность сдачи экзаменов инвалидов на тех транспортных средствах, на которых они проходили обучение. В соответствии с теми медицинскими показаниями, которые указаны в их медсправке. Я думаю, здесь вопросов не возникнет по использованию транспортных средств инвалидов. По месту сдачи экзаменов - мы определили такую возможность, чтобы человек с ограниченными физическими возможностями сдал экзамены там, где он проходил обучение, не зависимо от его регистрации.

Дмитрий Семин, Серпухов: Стоит на дороге "Газель", перегораживая путь. Вариантов объезда два: по обочине или по встречке. В одном случае штраф 500 рублей, в другом - 1500. А за "Газелью" стоит гаишник. У него беспроигрышный вариант. Что делать в этой ситуации?

Андрей Клименко: В связи с поправками в КоАП штраф за движение по обочине с 1 сентября тоже 1500 рублей. Правила дорожного движения не содержат оговорок, в каких случаях их можно не выполнять. Конечно, в такой ситуации недопустимо создание так называемых "ловушек ГИБДД", когда из-за этой "Газели" появляется инспектор и начинает применять меры административного характера. Задача инспектора, в первую очередь, предотвратить правонарушение. В любом случае, есть понятие крайней необходимости. Совершение административного правонарушения в состоянии крайней необходимости не считается административным правонарушением. Но состояние крайней необходимости будет оценено в зависимости от конкретных обстоятельств случившегося.

Арест теперь будет от десяти суток за невыполнение требований прохождения медосвидетельствования лицом, лишенным прав, либо без прав. Прежняя норма себя не оправдала?

Андрей Клименко: Возможно, законодатель посчитал, что она не совсем соразмерна. Когда первый раз человек отказывается от медосвидетельствования, ему грозит штраф 30 тысяч рублей и лишение права управления. А если это нарушение совершено повторно, то суд может назначить сутки ареста. Я предполагаю, что многим было бы выгоднее отсидеть сутки, чем лишиться права управления на длительный срок. Чтобы соразмерить эти наказания, было принято решение о повышении минимального размера административного ареста до 10 суток.

Досье "РГ"

В номере "РГ" в среду было опубликовано начало "Прямой линии" с ГИБДД. Речь шла о возврате прав после лишения.

Вернуть права можно будет только подтвердив знания Правил дорожного движения.

Экзамен для "лишенцев" пройдет по упрощенной схеме.

Пересдать экзамен можно будет только через семь дней, после неудачной попытки.

Количество попыток ограничено не будет.

Последние новости