Никакого злого умысла не было, произошла техническая ошибка при сборке ракеты: датчики угловых скоростей стояли вверх тормашками.
Сопредседатель Госкомиссии Александр Лопатин на совещании у вице-премьера и председателя ВПК Дмитрия Рогозина очень подробно рассказал о ходе расследования. Однозначно заявлено, что перевернуть датчики, сменив их полярность, перед пуском невозможно. Ракета после сборки опечатывается, и никакой даже самый маленький лючок нельзя открыть незаметно. Аварийный "Протон-М" был полностью собран в 2011 году и ждал своей очереди на пуск.
Ряд независимых экспертов утверждали, что авария случилась из-за того, что шла неконтролируемая утечка топлива, о чем якобы свидетельствовал шлейф рыжего дыма. В выводах комиссии специально подчеркнуто, что шлейф ярко-бурого цвета, "являлся результатом штатного функционирования системы дренажа и сброса генераторного газа с избытком окислителя системы наддува баков окислителя". Практически сразу после старта "наблюдался резкий рост значений управляющих воздействий на рулевые машины первого, третьего, четвертого и шестого двигателей и поворот указанных рулевых машин до предельно допустимых углов". На двенадцатой секунде полета зафиксированы предельные углы отклонения. Далее на глазах у всего мира ракета-носитель с тремя навигационными спутниками ГЛОНАСС общей стоимостью более 6 млрд рублей перевернулась и рухнула на землю.
Вывод Госкомиссии: три датчика угловой скорости были установлены так, что верх воспринимали как низ, и наоборот. Именно команды с этих датчиков упорно разворачивали стартовавшую ракету головой к земле.
Установку датчиков проводил недавний выпускник ПТУ, или колледжа по-современному. И когда датчики не захотели свободно входить в разъемы, рабочий просто вогнал их в посадочные места силой. Для него это была вторая самостоятельная сборка. А технология установки именно этих датчиков не позволяла после окончательной сборки "прозвонить" их на предмет определения полярности.
Вице-премьер и председатель ВПК Дмитрий Рогозин высказал свои замечания. По его мнению, если даже будет установлено, что действительно виноват рабочий, ответственности с руководителей Роскосмоса и Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева, где шла сборка злосчастного "Протона-М", никто не снимет. По словам Дмитрия Рогозина, причины неудач в космической промышленности носят системный характер, и бороться с ними надо системно. Совершенно недопустимо, когда космические старты не страхуются. В данном случае ни один спутник ГЛОНАСС застрахован не был. Кто возместит миллиардные убытки?
Так что после окончательных разборов неудачного полета "Протона-М" дело наказанием сборщика, скорее всего, не ограничится. Он все делал так, как его учили, - "с помощью чьей-то матери и кувалды".