Строго говоря, в документах вы слово "квартальный" не найдете. Так этих людей называют в народе, а официально их должность звучит как инспектор муниципальной службы заказчика. Подчиняется служба администрации района, которая выступает учредителем казенного учреждения. Фактически же ее деятельность, помимо района, курирует еще комитет по благоустройству администрации Екатеринбурга и вице-мэр по вопросам благоустройства, транспорта и экологии Евгений Липович.
Личный контакт
Чтобы понять, чем конкретно занимаются квартальные и какую пользу приносят мегаполису, мы решили отправиться с ними в обход. Для сравнения выбрали два непохожих участка: один на окраине, второй - в самом центре.
В 10.00 подъезжаем к зданию службы заказчика Кировского района. Инспектор Ирина Пестрякова нас уже ждет: ежедневная планерка завершилась, и ей пора на участок. Квартал Ирине достался большой, но малонаселенный - от улицы Проезжей до Высоцкого вдоль акватории озера Шарташ. Здесь много заброшенных домов, а также дач, куда хозяева наведываются лишь на выходные. Воздействовать на таких собственников гораздо тяжелее, чем на старожилов: как правило, старики переписывают имущество на детей или внуков, а тем ничего не надо.
Пока машина стоит в пробке, завожу разговор о том, как становятся квартальными. Из предварительной беседы с начальником Ирины уже знаю, что среди инспекторов есть бывшие сотрудники силовых структур, чиновники, работники ЖКХ, юристы, даже журналисты. Мужчин и женщин поровну, средний возраст -34 года.
Оказалось, что Пестрякова раньше работала в ФМС, выявляла нелегалов.
- Просто решила попробовать себя в другой сфере. Жители района меня давно знают, и я многих из них знаю. С людьми умею общаться. А в работе квартального очень важен личный контакт, - поясняет инспектор.
Подъезжаем к торговому пятачку: кафе, шиномонтажка, уличный лоток с овощами-фруктами. Ирина наметанным глазом видит нарушение: коробки не сгружены в контейнер, а брошены под прилавок. Делает замечание продавщицам. Те хором начинают уверять, что "товар привезли только что, 15 минут - и будет чисто". Слово держат - когда мы возвращаемся к машине, прогулявшись по улице, коробок уже нет. Впрочем, нет и гарантии, что они там не появятся после обеда или завтра утром.
- Во второй половине дня снова сюда загляну, - говорит Ирина.
В этом и заключается суть работы квартального: ежедневно обходить свой участок и выявлять нарушения правил благоустройства: грязные тротуары, переполненные контейнерные площадки, несанкционированные свалки, открытые люки, стихийные парковки на газонах, не закопанные после ремонта траншеи, разрисованные вандальными надписями фасады, бесхозный автохлам и т.п. Еще один очень важный блок контроля - несанкционированная реклама наркотиков. К граффити претензий нет, но очень часто в таких рисунках зашифрованы призывы купить "порошок".
Скупой не платит
Скажете, скучно: один тот же маршрут каждый день, одни и те же проблемы... Но это как вести домашнее хозяйство: сколько ни делай, все равно занятий непочатый край. Сегодня намусорили в этом углу, завтра - в другом. Кто-то убрал на совесть, а кто-то - по принципу "лишь бы отвязались". Надо иметь огромное терпение и быть крайне настойчивым, чтобы добиться результата.
Вот, к примеру, канава возле дома - по требованию квартального собственники совсем недавно вывезли оттуда несколько мешков хлама, но автомобилисты опять закидали ее бутылками, банками, окурками. Рядом со светофором - грязная лужа, пройти, не запачкавшись, не получится. Тротуар выметен, но следы метлы предательски ведут к газону - туда перекочевал мусор.
- Дорога находится на метр выше, чем дома, поэтому часто слышу от подрядчиков: мы сверху на машинах ездим, там все чисто, а пешком внизу только вы ходите и беспорядок какой-то видите. Сознательность обслуживающих организаций пока еще низка, - рассказывает инспектор.
По словам Ирины, трудность работы квартального в частном секторе заключается в том, что приходится с каждым собственником договариваться отдельно, а их порой до 12 человек в доме. И у всех самоощущение хозяина. Раз купил - что хочу, то и ворочу. Нет понимания, что мимо падающего забора, мимо газона, где он выложил кучу дров или высыпал щебень, ходят люди. Им это создает неудобства.
Так в чем причина разгильдяйства граждан: в незнании правил благоустройства?
- Да нет, - отвечает Ирина. - Просто так удобно, привыкли. Если любовь к порядку не заложена с детства, не привита в семье, школе, откуда ей взяться в зрелом возрасте? Да и денег жалко. Для жителей Шарташа действует программа "Наш мусор в белом": два раза в неделю приезжает машина спецавтобазы и собирает белые мешки, выставленные на обочину. Все знают об этом, но мешков набирается немного - хозяева экономят, хотя 60-литровый пакет стоит всего 23 рубля.
Еще одна проблема квартальных - поиски хозяина объекта, ведь согласно закону, наказать за нарушение можно только его. Владельцы частных домов, к примеру, вообще имеют право не предъявлять документы, подтверждающие право собственности на дом и участок. А на поиски балансодержателя ООО или ИП порой уходит несколько месяцев и несколько папок переписки с разного рода ведомствами. Обидно, когда в финале находишь либо фирму-пустышку, либо физлицо, которое прописано в одном месте, а где реально проживает - никто не знает. Так, Светлана Шадрина уже давно ищет владельца здания на улице Тургенева, 18. Особняк - как после бомбежки, деревянный балкон вот-вот на голову прохожим свалится, а директор ООО, за которым числится здание, просто неуловима. На помощь участковых тоже надежды мало. Они о новой службе, вроде, знают, но желания сотрудничать не проявляют, ссылаясь на загруженность.
Историческое место
У Светланы участок, можно сказать, исторический и самый красивый в Екатеринбурге: Храм-на-Крови, Вознесенская горка, Харитоновский парк, Плотинка вдоль губернаторской резиденции. А также самый ответственный - не хочется краснеть за столицу Среднего Урала перед гостями.
- Мне труднее всего работать с бюджетными организациями, - признается инспектор. - С ИП, ООО проще - они быстрее реагируют на уведомления, не хотят платить штрафы. А вот бюджетные структуры волокитят страшно, "кормят завтраками", ссылаясь на незапланированные расходы.
Головная боль Светланы - памятники истории и архитекторы, которые находится в оперативном управлении. Так, чтобы балансодержатель очистил территорию, прилегающую к бывшей земской школе, ей пришлось неоднократно встретиться с директором организации лично. Пенсионеры из жилого дома напротив уже звонили, благодарили за "улучшившийся вид из окна". Правда, в тот день, когда мы совершали обход, картинку подпортили бомжи, устроившие себе пикник в двух шагах от школы. Изгнать непрошенных гостей отсюда инспектор не может - это задача участкового, однако снимки с датой и точным временем как доказательство "свинства" не станут лишними. По каждому нарушению их может быть от одного до десятка - в зависимости от того, как быстро виновный устранит непорядок.
Шагаем дальше по Тургенева. Прямо на краю проезжей части лежит связка бетонных плит. Светлана вызывает прораба на беседу. Тот уверяет, что занести плиты получится только вечером, днем мешают машины. Разговор получился коротким, деловым и предельно вежливым с обеих сторон.
- Поначалу к нам относились как к временщикам. Могли нагрубить, "наслать" юриста, который пытался отбиться от претензий аргументами "вы городская структура, а мы - областная, федеральная, частная, то есть вам не подчиняемся". Но сейчас мы почувствовали, что отношение изменилось. Большинство реагирует адекватно. Моя задача как квартального - следить за порядком на участке, а какое место в административной иерархии занимает нарушитель - не имеет значения. Перед законом все равны, - подчеркивает Светлана.
Рефлекс на штраф
Последняя точка на маршруте - Харитоновский парк. В купеческой усадьбе сегодня располагается дом детского творчества и управление Министерства культуры РФ по УрФО. Отвечает за благоустройство территории ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", не само, разумеется, а в лице субподрядчиков. Как они относятся к своим обязанностям - видно невооруженным глазом. В парке неделю назад прошел массовый концерт, мусор волонтеры собрали в мешки и сложили возле забора. Так он тут и лежит.
Заходим во внутренний дворик. Светлана уверенным шагом направляется к недостроенному зданию щитовой в зеленых зарослях. Чего там только нет: трубы, тряпки, бумаги, битые кирпичи, даже автошины.
- Раньше это безобразие лежало прямо на траве, после моих многочисленных обращений его "ликвидировали" - сгребли и спрятали сюда. Очень культурно поступили управляющие культурным учреждением, - иронизирует инспектор. - С крыши падают куски штукатурки и никакого ограждения. Отправляю им уведомления, отправляю, а в ответ получаю бюрократические отписки: в ближайшее время устраним, смета рассчитывается...
Агентство уже попало в категорию злостных нарушителей и будет оштрафовано на крупную сумму. В частности, за то, что спиленные ветки деревьев не смогло убрать в течение двух месяцев. Так они и лежат горой на пешеходной тропе.
- Может, это слишком строго? - спрашиваю. Все-таки ветки - это не травмоопасный строительный мусор и не бытовой, который разлагается.
- Во-первых, это не эстетично. Во-вторых, опасно для гуляющих в парке - можно споткнуться и упасть. В-третьих, это прямое нарушение правил благоустройства, - поясняет Светлана. И уже от себя лично добавляет: Я считаю, это равнодушие. Нельзя таким организациям доверять в управление места, где люди отдыхать должны и наслаждаться видами.
К обеду ноги гудят от усталости и мучает жажда, но инспекторы словно не замечают этого.
- Мы привыкли, - улыбаются женщины. - К тому же ходить пешком полезно.
- Нет ощущения, что вы, как дон-кихоты, боретесь с ветряными мельницами? - задаю я каверзный вопрос.
- Конечно, бывают такие мысли, когда сталкиваешься с людьми, которые тебя просто не понимают, злятся - сосед не убирает, а почему я должен? Если каждый из нас будет так рассуждать, если детям с малолетства будем показывать дурной пример, так и останемся в грязи, - говорит Ирина Пестрякова.
- У нас нет цели выписать как можно больше протоколов. Сначала несколько раз предупреждаем, беседуем, а только потом составляем акт о правонарушении, - добавляет Светлана Шадрина. - Более того, мы всегда идем навстречу предпринимателям, пытаемся посмотреть на ситуацию с другой стороны: как бы мы сами отреагировали на замечание? Благодарности никто не ищет, главное - навести порядок в городе. Вся Европа приучалась к чистоте с помощью штрафов. Вот и у нас это должно стать условным рефлексом.
На этом мы попрощались с квартальными. Они отправились к себе в кабинеты - выписывать уведомления, составлять фотоотчеты. А после обеда - снова "в люди".
Сведения о квартальных можно найти на сайтах районных администраций города в разделах "Служба заказчика", "Служба квартальных" или "Структура администрации". Там размещены ФИО инспекторов, закрепленные за ними участки, мобильные телефоны, e-mail, по которым можно связаться.
Сами квартальные штрафы не накладывают. Они вправе только устно сделать замечание или отправить письменное уведомление нарушителю. Если тот не отреагирует несколько раз - составляется протокол, к которому прикладывается фотоотчет. Эти бумаги поступают в административную комиссию, которая принимает решение о наказании. Чтобы смягчить его, нарушитель может представить на заседание комиссии фотографии, подтверждающие, что нарушение устранено. В случае неуплаты штрафа постановление направляется в службу судебных приставов.
Фотоаппарат - главное оружие квартального, с его помощью собираются доказательства. Кроме того, большую помощь ему могут оказать жители города, сообщая информацию о правонарушениях и - главное - о конкретных правонарушителях. Для начала достаточно будет просто звонка или электронного письма, но если дело перейдет в административную комиссию, потребуется письменное заявление свидетеля.
Максимальная сумма штрафа за нарушение правил благоустройства для юридических лиц - 200 тысяч рублей. Чаще всего сумма наказания составляет до 100 тысяч рублей.
Справка "РГ"
По данным мэрии Екатеринбурга, за шесть месяцев 2013 года административные комиссии оштрафовали 942 граждан и организаций на общую сумму 8,6 миллиона рублей. Так, 37,8 процента нарушений касались уборки территории, 14,3 процентов - торговли в не отведенных для этого местах, 10,6 процента - самовольного размещения объявлений, 10,2 процента, - содержания фасадов зданий, 8 процентов - несоблюдения правил благоустройства. Большую часть протоколов составили службы заказчика районных администраций.