Самым типичным нарушением нормативов при сносе и перепрофилировании московских промзон является ненадлежащая утилизация почвы, содержащей вредные для жизни вещества.
На втором месте находятся различного рода отклонения от норм в процессе сноса, демонтажа и механизированной разборки зданий, которые зачастую приводят к локальным авариям на демонтируемых объектах. На третьем месте - нарушения, связанные с демонтажем фундамента и консервацией системы коммуникаций промышленного объекта.
Согласно Санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к качеству почвы, снимать и вывозить загрязненный грунт следует не только на месте сносимого промышленного здания, но и в радиусе не менее 300 м вокруг него и на глубине не менее 2 м.
После чего необходимо привезти новую почву, на которой и будет построен жилой комплекс. Согласно существующей классификации, на территорию будущей жилой зоны должен ввозиться грунт только первого класса. Второй класс, более низкий по качеству, возможно использовать только под строительство рекреационных зон, спортивных площадок и объектов коммерческой недвижимости.
"Вывоз и утилизация грунта - очень дорогостоящий и трудоемкий процесс, но он основной - поясняет генеральный директор компании Clever Estate Сергей Креков. - Если же его оставить, то неизвестно, как это может отразиться на здоровье жителей дома, построенном на месте промзоны. Еще более дорого обходится ввоз почвы первого класса взамен старой.
Так, вывоз загрязненного грунта стоит 550 рублей за куб. м. А ввоз нового - 17 000 рублей за куб. м. В целом же, например, снос комплекса зданий общей площадью 10 000 кв. м и последующая подготовка территории под строительство будет стоить от 30 до 50 млн рублей. Я не стану утверждать, что при сносе промышленных объектов совсем не происходит утилизации почвы, но то, что на ней стараются максимально сэкономить - это факт. А по-хорошему, снимать грунта надо еще больше, так как вещества могут циркулировать в почве как вглубь, так и вширь. И брать атмосферные пробы. Конечно, ничего этого не делается".
До сих пор не существует никаких технологических норм санации бывшей территории промзоны в зависимости от того, насколько опасное для окружающей среды производство здесь находилось.
Также не существует никакого рычага административного давления на подрядные организации с точки зрения обеспечения экологической безопасности бывшей промзоны.
Организации, занимающиеся утилизацией, могут ориентироваться только на предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в почве, воде и атмосфере.
И по нормативам, почва на месте реконструируемой промзоны должна вывозиться до тех пор, пока их уровень не будет ниже ПДК. Однако отдельной приемки "чистой" территории перед началом строительства не проводится.
"Даже самое безопасное производство экологически небезопасно, - уверен Сергей Креков. - И уж если в ЦАО при открытии "модных мест" на территории бывших цехов реновация проводится наспех, без надлежащей утилизации и без каких бы то ни было замеров, то что говорить о других районах. Так, на ближайшие несколько лет к реновации под жилье намечено около 10 промзон на юге и востоке Москвы. Их площади колеблются от 40 до более 100 гектар. Среди них такие известные зоны, как "Чертаново", "Красный Строитель",
"Карачарово", "Воронцово" и так далее. Хотелось бы конечно, чтобы со стороны города работала бы полноценная экологическая экспертиза, которая жестко контролировала бы соблюдения регламента утилизации и только после этого давала бы разрешение на строительство. Ведь на месте прозон будут построены огромные жилые массивы, спортплощадки, детские учреждения, и надо, чтобы проживание там было безопасным".