Зарегистрирован в Минюсте РФ 12 августа 2013 г.
Регистрационный N 29354
В соответствии с частью 4 статьи 20 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19,ст. 2326) приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 июня 2009 г. N 218 "Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 августа 2009 г., регистрационный N 14499).
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
Министр Д. Ливанов
Приложение
Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования
I. Общие положения
1. Порядок формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе образования (далее - инновационная инфраструктура) определяет правила формирования и функционирования инновационной инфраструктуры, в том числе ее состав, основные направления инновационной деятельности, а также порядок признания организации федеральной инновационной площадкой.
2. Инновационная инфраструктура формируется в целях обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
3. Инновационную инфраструктуру составляют федеральные и региональные инновационные площадки (далее - инновационные площадки).
4. Основными направлениями деятельности инновационных площадок являются:
1) разработка, апробация и (или) внедрение:
новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора;
примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ, программ развития образовательных организаций, работающих в сложных социальных условиях;
новых профилей (специализаций) подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации;
методик подготовки, профессиональной переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий;
новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использование современных технологий;
новых институтов общественного участия в управлении образованием;
новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций;
2) иная инновационная деятельность в сфере образования, направленная на совершенствование учебно-методического, научно-педагогического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.
5. Инновационные площадки осуществляют деятельность в сфере образования по одному или нескольким направлениям как в рамках инновационных проектов (программ), выполняемых по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Министерство), органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и по инициативно разработанным инновационным проектам (программам).
6. Федеральными инновационными площадками признаются организации, осуществляющие образовательную деятельность, и иные действующие в сфере образования организации, а также их объединения (далее - организации), независимо от их организационно-правовой формы, типа, ведомственной принадлежности (при их наличии), реализующие инновационные проекты (программы), которые имеют существенное значение для обеспечения модернизации и развития системы образования с учетом основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, реализации приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
II. Управление деятельностью инновационных площадок
7. В целях формирования и функционирования инновационной деятельности в сфере образования Министерство создает координационный орган по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере образования (далее - координационный орган).
В координационный орган входят представители Министерства и заинтересованных федеральных органов государственной власти, а также, по согласованию, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и научных организаций, общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Состав координационного органа утверждается Министерством.
Возглавляет координационный орган председатель.
Координационный орган осуществляет свою деятельность в соответствии с регламентом, который утверждается на его заседании.
8. Координационный орган:
готовит предложения по корректировке основных направлений деятельности инновационных площадок и критериям эффективности их реализации, а также по использованию результатов деятельности инновационных площадок в сфере образования, в том числе в массовой практике;
информирует общественность о реализуемых инновационными площадками инновационных проектах (программах) (далее - проект (программа);
представляет Министерству предложения по признанию организации федеральной инновационной площадкой и утверждении перечня федеральных инновационных площадок;
рассматривает ежегодный отчет о реализации проекта (программы) федеральными инновационными площадками;
готовит аналитические материалы для руководства Министерства об эффективности функционирования инновационной инфраструктуры.
9. Основной формой деятельности координационного органа являются заседания, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.
Координационный орган вправе осуществлять свои полномочия, если на его заседаниях присутствует не менее 2/3 от списочного состава.
10. Решения координационного органа принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании.
Решения координационного органа оформляются протоколами, которые подписываются всеми членами координационного органа, принимавшими участие в заседании. В протоколах указывается особое мнение членов координационного органа (при его наличии).
При равенстве голосов членов координационного органа решающим является голос председателя координационного органа, а при отсутствии председателя - его заместителя, председательствовавшего на заседании.
III. Порядок признания организации федеральной инновационной площадкой
11. Признание организации федеральной инновационной площадкой осуществляется Министерством на основе предложений координационного органа.
Координационный орган формирует предложения по признанию организации федеральной инновационной площадкой на основании результатов экспертизы проектов (программ).
12. Для признания организации федеральной инновационной площадкой организацией-соискателем подается заявка в координационный орган не позднее 1 сентября, которая должна содержать:
наименование и место нахождения, контактные телефоны организации-соискателя;
цели, задачи и основную идею (идеи) предлагаемого проекта (программы), обоснование его значимости для развития системы образования;
программу реализации проекта (программы) (исходные теоретические положения; этапы, содержание и методы деятельности, прогнозируемые результаты по каждому этапу, необходимые условия организации работ, средства контроля и обеспечения достоверности результатов, перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме проекта (программы);
календарный план реализации проекта (программы) с указанием сроков реализации по этапам и перечня конечной продукции (результатов);
обоснование возможности реализации проекта (программы) в соответствии с законодательством об образовании или предложения по содержанию проекта нормативного правового акта, необходимого для реализации проекта (программы);
решение органа самоуправления организации на участие в реализации проекта (программы);
предложения по распространению и внедрению результатов проекта (программы) в массовую практику, включая предложения по внесению изменений в законодательство об образовании (при необходимости);
обоснование устойчивости результатов проекта (программы) после окончания его реализации, включая механизмы его (ее) ресурсного обеспечения.
13. Заявки, поступившие в координационный орган, направляются на экспертизу.
Экспертиза осуществляется организацией, определяемой Министерством на конкурсной основе в соответствии законодательством Российской Федерации (далее - Экспертная организация).
14. Экспертная организация осуществляет:
проведение экспертизы заявок;
представление заключений в координационный орган о результатах экспертизы заявок;
проведение экспертизы ежегодных отчетов о реализации проекта (программы) федеральных инновационных площадок;
формирование и ведение банков данных о деятельности федеральных инновационных площадок.
15. Заключения, подготовленные по результатам экспертизы заявок, направляются Экспертной организацией в координационный орган не позднее 1 декабря.
16. Координационный орган рассматривает представленные Экспертной организацией заключения и представляет в Министерство предложения о признании организаций-соискателей федеральными инновационными площадками.
17. Министерство устанавливает перечень федеральных инновационных площадок, входящих в инновационную инфраструктуру[1].
Повторное представление заявки на признание федеральной инновационной площадкой осуществляется не ранее чем через год.
18. Признание организации федеральной инновационной площадкой осуществляется на период реализации проекта (программы).
По истечении срока реализации проекта (программы) по предложению координационного органа Министерством принимается одно из следующих решений:
о прекращении деятельности федеральной инновационной площадки;
о продлении деятельности федеральной инновационной площадки.
19. Деятельность федеральной инновационной площадки прекращается досрочно в случаях:
получения промежуточных результатов, свидетельствующих о невозможности или нецелесообразности продолжения реализации проекта (программы);
нарушения организацией, которая признана федеральной инновационной площадкой, законодательства Российской Федерации при реализации проекта (программы);
непредставления, а равно несвоевременного представления ежегодного отчета о реализации проекта (программы).
20. Вопрос о досрочном прекращении деятельности федеральной инновационной площадки рассматривается координационным органом. По результатам рассмотрения координационный орган представляет Министерству соответствующие предложения.
21. Признание (прекращение деятельности) региональных инновационных площадок осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, с учетом настоящего Порядка.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, ежегодно направляют в Министерство перечень региональных инновационных площадок, действующих на территории субъекта Российской Федерации, а также предложения по распространению и внедрению результатов реализованных проектов (программ) в массовую практику, включая предложения по внесению изменений в законодательство об образовании (при необходимости).
IV. Деятельность инновационных площадок
22. Инновационные площадки осуществляют свою деятельность в соответствии с прилагавшейся к заявке программой реализации проекта (программы).
23. Инновационные площадки в рамках проекта (программы):
планируют свою деятельность, при необходимости привлекая научных консультантов;
осуществляют мониторинг реализуемого проекта (программы);
организуют своевременное и достоверное информационное сопровождение реализации проекта (программы), информируя родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и иных заинтересованных лиц о целях, задачах, механизмах реализации, результативности реализации проекта (программы).
24. Инновационные площадки:
реализуют утвержденный проект (программу) в установленные сроки;
обеспечивают соблюдение прав и законных интересов участников образовательного процесса;
своевременно информируют Министерство или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление в сфере образования, о возникших проблемах, препятствующих реализации проекта (программы), которые могут привести к невыполнению проекта (программы) или календарного плана работ.
25. Инновационные площадки ежегодно в срок до 10 сентября года, следующего за отчетным периодом, представляют письменные отчеты о реализации проекта (программы).
Отчеты федеральных инновационных площадок о реализации проекта (программы) направляются на экспертизу в Экспертную организацию, по результатам проведения которой в координационный орган представляется заключение о значимости полученных результатов проекта (программы) и возможных способах их использования в массовой практике.
[1] Часть 4 статьи 20 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).