В Арктике могут образоваться бермудские треугольники

Российские северные территории развиваются, оставаясь при этом малоизученными. Об этих местах, а это 18 процентов территории России, и опасностях, таящихся здесь, люди знают очень мало. Об этом и многом другом говорили на прошедшей в Нарьян-Маре международной конференции "О проблемах и предотвращении чрезвычайных ситуаций в Арктике". Отдельные доклады были настолько шокирующие, что порой возникал вопрос, а о нашей ли планете все это вообще говорится.

А вы знаете, что отдельные местные районы могут походить на бермудский треугольник, где бесследно могут исчезать корабли со всем экипажем? Этот вовсе не риторический вопрос задал один из докладчиков, профессор РАН. И пояснил, что некоторые районы в Арктике содержат большие запасы газа под вечной мерзлотой. А сама эта мерзлота может уходить на несколько сотен километров даже вдоль дна вглубь морской акватории. При потеплении и таянии мерзлоты, газы, освобождаясь, могут сделать из воды "шипучку", в которой суда мгновенно уйдут на дно. 

Бермуды в Арктике - фантастика? Пока нет исследований, подтверждающих эту теорию, - да. Но ведь и климат пока в этих широтах не столько теплый, чтобы растопить вечные льды.

А как быть с совершенно необъяснимым феноменом, обнаруженным в районе знаменитого Штокмановского месторождения газа. Все дно испещрено глубокими свежими бороздами, которые могли сделать либо айсберги, либо вообще непонятно что. Глубина там около 400 метров, а таких айсбергов в природе не замечено. Значит, что-то другое может так распахать морское дно, а заодно и нефтяные и газовые трубы, если они там будут проложены?

Все это опасности, правда, пока гипотетические. А сколько еще таких таит неизвестная в полном смысле слова Арктика? Для этого регион надо изучать и уже сейчас готовиться по максимуму отразить хотя бы все известные угрозы.

Поэтому не случайно, что конференция прошла под духовным и организационным руководством МЧС России. На нее из Москвы прилетел солидный десант высокопоставленных спасателей во главе с заместителем министра Александром Чуприяном.

У него в Нарьян-Маре были и еще одна миссия. Накануне он совместно с губернатором Ненецкого автономного округа торжественно перерезал ленточку нового аварийно-спасательного центра. В планах МЧС открыть до 2015 года еще три - в Архангельске, Мурманске и Воркуте. Но начало, как говорится, положено. Центр построили в долях с местными властями, которые выделили на строительство 236 миллионов рублей.

Правда, эти спасцентры, все равно не закроют все проблемы на российском севере. У местных спасателей есть вездеходы, пожарные машины, бульдозеры, катера, но эти средства спасут лишь тех, кто терпит бедствие на берегу или рядом. А как быть с теми, кто застрял во льдах?

Тут доходило до абсурда, говорят местные. В апреле прошлого года капитану танкера, прописанному в Мурманске, стало плохо в водах северного морского пути. За ним по сигналу "сос" вылетел вертолет объединенного ненецкого авиаотряда и спас. По прилету следственные органы ФСБ возбудили против пилота дело за нарушение госграницы и, в конце концов, ему был выписан штраф в 300 тысяч рублей. Государство наказало само себя, но таковы правила. Оказывается вылет хоть на спасение, хоть на буровую платформу означает покидание пределов России. При этом пересекая госграницу человек улетает в прямом смысле не в другую страну а в никуда. Статус Арктики так и не урегулирован. Губернатор НАО Игорь Федоров хоть и называл Арктику российской, но факт остается фактом. В рамках конференции был запланирован вылет на вертолете в море на нефтянную платформу "Приразломная". Для этого иностранным участникам конференции из Финляндии, Канады, США и Норвегии понадобилось иметь еще одну российскую визу, чтобы их по возвращении пограничники снова выпустили из вертолета. 

Сейчас в Арктический совет входят 8 стран и пока они едины лишь в одном - не пускать больше в него никого. Что же касается статуса и особенно шельфа, то тут единства нет.

А проблемы Арктики от этого только усугубляются. Причем, их хватает и без фантастических угроз. Банальные разливы нефти - головная боль всех стран мира. На конференции все участники признали - проверенных эффективных технологий очистки от нефтяных разливов во льдах не существует.

"Хрупкая северная природа" - этот словосочетание звучало особо часто на конференции. Но как ее сохранить? У стран Арктического совета есть некоторые наработки. Но сил пока явно не хватает. Причем, проблемы накапливаются по мере того развивается регион буквально как снежный ком.

По словам губернатора Игоря Федорова Северный морской путь уже стал круглогодичным. Если в 2010 году по нему прошли всего 2 судна, то в этом году разрешение получили уже более 350. Впервые в истории по нему прошел китайский ледокол, который Поднебесная выпустила в четырех экземплярах. И это только начало. Севморпуть сокращает доставку товаров в Европу из Юго-восточной Азии на полмесяца, экономит сотни тысяч долларов поставщикам за горючее, зарплату экипажу, за оплату прохода по Суэцкому каналу и миллионы долларов за возможный захват судна сомалийскими пиратами.

Для нас путь очень выгоден, но и создает проблемы. Как эффективно отслеживать возможные экологические загрязнения. Как быстро реагировать на ЧС. Сейчас - и эта цифра также прозвучала на конференции - сроки подхода спасательной техники в Арктики на бедствие составляют в среднем семь суток. Это не просто долго, а в условиях, скажем, пожара на буровой или прорыва нефтепровода - вечность.

Как быть? Для этого страны Арктического Совета и собираются на подобные конференции. Поскольку при возникновении крупной ЧС - и тут арктические страны также едины - ни одна страна в одиночку с бедой не справится.