В первой полусотне самых дорогих брендов, которую возглавляет "Бавария" (860 миллионов евро), российские клубы пока не представлены. Ввиду того, что спортивный брендинг в России только развивается, примеров удачных брендинговых проектов у нас пока не так много. Зачастую смена эмблемы производится ради смены эмблемы. Петербургский "Зенит" в этом плане может быть примером правильного подхода к ребрендингу.
Почему питерцы решились обновить логотип именно сейчас? Свежими примерами важности ребрендинга являются французские "ПСЖ" и "Монако". В оба клуба пришли новые хозяева и, скорректировав эмблемы, оба гранда как бы подчеркнули тот факт, что в их истории пишется новая страница. В случае "Зенита" новый логотип - это не только начало нового этапа, цель которого стать заметной бизнес-единицей, но и подведение итогов.
Ребрендинг часто приурочивается к открытию нового стадиона, как это было в случае с "Арсеналом" и "Эмирейтс Стэдиум". "Зенит" начал работу над брендом в 2011 году, не в последнюю очередь надеясь на выполнение обещаний городской администрации по завершению строительства нового стадиона. Правительство Петербурга - заказчик и координатор строительства - на тот момент планировало ввести арену в эксплуатацию в 2014 году. Как известно, сроки открытия стадиона на Крестовском острове с тех пор неоднократно корректировались городской администрацией, и до сих пор не совсем понятно, когда же состоится его запуск. Однако клуб уже не мог откладывать работу по ребрендингу.
Вообще, в международной практике считается, что бренд должен меняться каждые семь-десять лет (в этом плане "ПСЖ" также удачный пример - за последние 43 года парижане семь раз меняли эмблему), а последние визуальные обновления "Зенита" датируются 90-ми годами. С тех пор многое изменилось.
"Зенит" стал одним из символов города. Кроме того, многократно возросла его популярность и за пределами Петербурга. По данным 2011 года, питерский клуб в России поддерживали 12,5 миллионов человек. Подобный масштаб популярности предполагает новые подходы в работе с публикой.
Еще один существенный момент - реалии сегодняшнего дня. В век цифровых технологий бренд должен быть ярким, простым, должен легко читаться и запоминаться.
"Нам необходимо было вычленить "чистую идею" клуба, - рассказывает о критериях поиска нового логотипа генеральный директор "Зенита" Максим Митрофанов. - Максимально облегчить визуализацию, сохранив наши основные символы, понятные и знакомые болельщикам "Зенита". Все эмблемы примерно одинаковы. Однако в огромном количестве похожих логотипов, какой-то сразу должен бросаться в глаза. Мы считаем, что "стрелка" максимально отвечает всем этим требованиям".
В Петербурге не стали изобретать велосипед, а вернулись, что называется, к истокам. "Стрелка" появилась на эмблеме "Зенита" еще в 1936 году: с ней "Зенит" выиграл в 1944 году свой первый трофей, кубок страны, а в 1984-м впервые стал чемпионом. На самом логотипе значится 1925 - год основания клуба. К слову, схожие манипуляции были произведены с эмблемой "Ромы", также обновленной этим летом. Подчеркнуть уважение к истории - европейский тренд в брендинге.
Если сравнить новую эмблему клуба и старую, можно увидеть, какие элементы оказались несущественными. По мысли дизайнеров в надписи "Санкт-Петербург" и кораблике адмиралтейства как символе города надобность отпала потому, что "Зенит" сам стал устойчивой ассоциацией с Питером. А стрелка напрямую отсылает к одному из самых известных мест Петербурга - стрелке на Васильевском острове.
Специалисты высоко оценили новый логотип "Зенита". Геральдический Совет при Президенте РФ назвал его "безупречным во всех отношениях". А вот отзыв Игоря Лутца, креативного директора российского представительства BBDO, крупнейшего международного креативного агентства: "Зенит" - команда с богатым прошлым и ярким настоящим. Новый логотип отлично иллюстрирует это. Оттолкнувшись от истории и традиции, бескомпромиссно очистившись от всего лишнего, наносного, временного, лаконичная стрелка устремилась вперед к бушующим победам. При том, что логотип сохранил дух знакомого нам Зенита, он выглядит очень актуально".
Что немаловажно, изменениями в эмблеме остались довольны и болельщики, которые, как правило, являются самыми строгими ревнителями клубных традиций. Адекватная реакция фанов - залог коммерческой успешности нового логотипа.