Самыми популярными именами авто стали "Ласточка" и "Красавица"

Автомобиль для россиян, конечно, давно не роскошь. Но и не бездушное "средство передвижения" тоже. Как выяснили социологи Фонда "Общественное мнение" (ФОМ), к своим "железным коням" мы относимся не менее трепетно и душевно, чем наши предки - к живым скакунам. Любим, жалеем, даем имена, разговариваем в пути. Разве что по капоту не гладим и в решетку радиатора ленточки не вплетаем (хотя и такое бывает). И можем многое рассказать про "норов" своего авто.

Автомобилистами, по данным социологов, называют себя 39% россиян - то есть четверо из каждых десяти. Две трети признались, что автомобиль для них - вещь первой необходимости и обойтись без него они не в силах. Чем респонденты старше, тем жарче их чувства к четырем колесам и двигателю внутреннего сгорания. Среди тех, кто младше 30 лет, 55% в общем-то могли бы прожить и без своего авто. В группе опрошенных, которым от 30 до 60 лет, уже целых 70% называют машину предметом первой необходимости, а среди старшего поколения - 79%.

45% россиян (среди молодежи 52%) признались социологам, что к своему автомобилю они "сильно привязаны" и "железкой бездушной" его считать категорически не хотят. Четверть водителей дают своей машине имя. Самое популярное - это, конечно, Ласточка. Нередко владельцы обращаются к своей машине гораздо ласковее, чем к спутнику или спутнице жизни. "Девочка моя", "Мальчик", "Малыш/Малышка", "Красавица", "Голубушка" - повод для ревности со стороны жен или мужей водителю обеспечен. Очень часто автолюбители дают машинам человеческие имена: Дуся, Жорик, Грета, Кузя, Сеня, Кеша, Шарлота и даже Виталий Юрьевич - социологи в ходе опроса собрали целую коллекцию. Правда, некоторые автолюбители строго замечали: "Не скажу. Это мой секрет". Некоторые наши машины откликаются и на прозвища, фактически клички: владельцы зовут их Жужей, Беспризорником, Бобиком, Крокодильчиком, Морковкой, Сараем или даже Буцефалом (владелец, по логике вещей, должен зваться Александром Македонским?)

Больше половины автовладельцев свято уверены, что у их машины есть особый характер. Чаще покладистый и надежный (мнение14% респондентов) или добрый (9%). 8% наших авто кажутся их хозяевам спокойными и уравновешенными, 4% - мягкими и нежными. А вот 7% машин капризничают и своенравны, 2% - "агрессивные". У каждого двадцатого авто в России характер спортивный и бодрый, а у 4% - вредный и противный. Водителю лучше знать, а психологи пусть про такие всплески эмоций думают, что хотят. Правда, 4% автолюбителей думают, что характер машины всегда зависит от хозяина. Лишь четверть опрошенных сказала, что характером их машина не наделена.

39% российских автомобилистов верны родному автопрому. 13% садятся за руль иномарок российской сборки. А 46% патриотизм проявляют не в гараже и на дороге, а в других ситуациях. Это собственники и водители иномарок, произведенных за рубежом.

Наши автопристрастия - одна из самых красноречивых иллюстраций к тому, как в России сочетаются желаемое и действительное. 28% российских автомобилистов в настоящее время водят машину марки ВАЗ, 3% - ГАЗ. Из иномарок популярнее всех "Тойота" (это каждый десятый автомобиль на наших дорогах, если верить данным опроса ФОМ), по 4% набрали "Шевроле" и "Нисан", по 3% - "Хендаи", "Фольксваген", "Киа" и "Форд". Обладателями "Мерседесов" оказались двое из сотни автовладельцев. Но зато дай нашему человеку волю и не ограничивай его в средствах - и рейтинг будет выглядеть совсем иначе. Только 7% россиян купили бы тогда ВАЗ, никто не польстился бы на "ИЖ" или "Москвич". Зато "Мерседес" поставил бы себе в гараж или под окна каждый одиннадцатый (9%), 13% выбрали бы "Тойоту", 5% - "Фольксваген", по 3% - "Нисан" или "Шевроле". Треть респондентов выбрала бы другую марку авто.

Тем временем

По данным опроса, проведенного исследовательским центром портала Superjob.ru, большинство россиян выступает за то, чтобы высадить чиновников из персональных машин или ввести жесткие лимиты на стоимость таких автомобилей. Поддержку 70% активных работающих россиян - пользователей Интернета получила идея запретить покупку машин для госслужащих за счет бюджета и включить эти расходы в их зарплату, а компенсировать им при необходимости только амортизационные расходы и бензин. Респонденты настойчиво требовали, чтобы "слуги народа" ездили с "хозяевами" в одних автобусах, трамваях или метро. Лишь 11% решили, что смысла в этом нет, а чиновник все равно к народу ближе пешком не подойдет. Опрошенные предлагали обязать госслужащих поддерживать отечественный автопром и использовать только российские авто - добавляя, что надежды эти вряд ли оправдаются, но "помечтать-то можно?"

По мнению россиян, автопривилегии должны полагаться только первым лицам государства, а не всем чиновникам подряд.

Опрос "РГ"