Деньги выделяются на инвестиционные проекты, которые будут поддерживаться государством в рамках федеральной целевой программы по развитию внутреннего и въездного туризма на 2011-2018. Условно говоря, если бизнес решил построить где-то в Ярославской области или Краснодарском крае хороший отель, то из федерального бюджета будут выделены деньги на строительство коммуникаций к отелю - подъездных дорог, электросетей, водопроводов.
Поддержка по созданию инженерной инфраструктуры - хорошее подспорье, отмечают эксперты. Тем более, что по такому же сценарию развивается материальная база туристической отрасли во всех развитых странах. "Но для эффективного развития туризма важен комплекс мер, как бы пресно это не звучало. Просто построить гостиницу - мало. Надо позаботиться о том, как людям добраться до этой гостиницы, что они в ней будут делать, кроме как есть и спать", - рассуждает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
Добраться до удивительных по красоте мест, скажем, где-нибудь в Тыве или Хакасии, действительно непросто. В Тыве, где, например, одни из лучших мест для рыбалки в стране, до сих пор нет железной дороги. Авиаперелет в столицу Хакасии - Абакан - из Москвы туда-обратно стоит 32-37 тысяч рублей. Дешевле добраться до Нью-Йорка.
Теоретически, говорят эксперты, можно было бы поставить чартеры в туристические кластеры страны и освободить эти рейсы от 18-процентного налога на добавленную стоимость, что могло бы частично снизить цены на билеты. Но в России нет ни одного внутреннего чартерного рейса! "Какие-то подвижки в отношении удешевления авиаперевозок сейчас делает Минтранс. Они пытаются завести на рынок лоукостеров (бюджетные авиакомпании - Ред.), вносят предложения по поводу невозвратных авиабилетов. Это тоже хорошая штука, потому что есть билеты, которые можно купить дешево, но при этом потребитель понимает, что их вернуть нельзя", - говорит Майя Ломидзе.
Еще одна проблема - отсутствие рекламы. Лучше всего продвигать туристический продукт пока могут туроператоры. Но в российских регионах не хотят обращаться в турфирмы. "Они говорят туристу, приезжайте в нашу гостиницу на следующий год, мы вам скидку сделаем. Это не работает. Регионы должны приглашать к себе туроператоров, показывать перспективные места, знакомить с людьми, подписывать соглашения", - считает исполнительный директор АТОР.
А в странах с развитым туристическим сектором государство субсидирует рекламу туристических направлений и авиаперевозки. Как правило, туроператору возвращают примерно треть расходов на рекламу направления, а также компенсируют стоимость авиабилетов на чартерных рейсах. "Если туроператор и авиакомпания ставят чартер на нераскрученное направление, они несут определенный риск - люди могут раскупить не все билеты. Но, если государство субсидирует авиаперевозку, туроператор рискнет. А субсидии должны выплачивать регионы", - считает Майя Ломидзе.
Если говорить о списке перспективных туркластеров, которые будут создаваться в рамках федеральной целевой программы, то, в частности, 310 миллионов рублей выделены Ярославской области на создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера "Золотое кольцо". Планируется строительство и реконструкция подъездных дорог, сетей электроснабжения, связи и теплоснабжения, газопроводов, водопроводов, канализации, очистных сооружений.
На создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера "Плес" в Ивановской области будут потрачены 210 миллионов рублей. Деньги пойдут на строительство и реконструкцию инженерной и транспортной инфраструктуры, в том числе на речном вокзале, объектов уличного освещения, а также строительство инфраструктуры туристско-рекреационного центра "Милая гора".
В Рязанской области создают туристско-рекреационный кластер "Рязанский". На эти цели в рамках федеральной целевой программы потратят 150 миллионов рублей. Более 400 миллионов рублей израсходуют в Псковской области на создание туристско-рекреационного кластера "Псковский". Помимо создания инженерной инфраструктуры там запланировано строительство яхт-клуба.
Первые этапы инвестиционных проектов по созданию туристических кластеров в 2013 году также будут реализованы в Ростовской области, там создается автотуркластер "Всплеск". На Алтайском крае - в "Белокурихе" и "Золотых воротах".
Сразу 4 кластера создаются в Бурятии. Это туристско-рекреационная зона "Подлеморье" и 3 автотуркластера "Кяхта", "Байкальский" и "Тункинская долина". В Липецкой области создается туристко-рекреационный кластер "Елец", "Сазыкино" и автортукластер "Задонщина". В Краснодарском крае будет развиваться туркластер "Абрау-Утриш". А в Якутии - "Северная мозаика". Также запланирована реализация инвестпроектов в Ставрополье, Тыве, Башкирии, Нижегородской, Астраханской, Вологодской, Костромской областях.