В исследовании S&P приводится несколько сценариев развития ситуации с долгами регионов в этом и следующем годах. Если будет взят за основу первый сценарий, то правительство будет по-прежнему требовать от регионов наращивания расходов в целях выполнения указов президента, вне зависимости от динамики доходов. Такая политика, вероятнее всего, по мнению аналитиков агентства, приведет к усилению фискального дисбаланса, сокращению региональных инвестиционных программ и снижению кредитного качества многих регионов.
Согласно одному из оптимистичных вариантов правительство может сократить разрыв между источниками доходов и расходными полномочиями регионов путем предоставления дополнительной финансовой поддержки из федерального бюджета. В итоге, как прогнозируется, при существующей динамике налоговых доходов дополнительная федеральная помощь регионам может составить до 0,9-1,0% ВВП в 2013 г. и 2,1% ВВП в 2014 г.
- В связи с тем, что в первом полугодии регионам все еще удавалось сдерживать рост расходов (он составил всего 3% по сравнению с I полугодием 2012 г.), прежде всего за счет сокращения капитальных вложений, баланс консолидированного бюджета субъектов РФ ухудшился незначительно, - комментирует ситуацию ведущий кредитный аналитик S&P Карен Вартапетов. - Однако мы полагаем, что удерживать такой уровень расходов будет крайне сложно.
Между тем, по данным S&P, с начала этого года предоставление федеральной финансовой помощи регионам носило консервативный характер. В I полугодии межбюджетные перечисления оказались меньше не только объема, необходимого для финансирования федеральных мандатов в полном объеме, но и половины их годовой суммы, предусмотренной законом о бюджете.
Эксперты считают, что субъекты РФ, которые сидят на межбюджетных трансфертах из федерального бюджета, уже не первый раз оказываются в сложной ситуации с высокой степенью неопределенности. Так, по мнению директора региональной программы Независимого института социальной политики (НИСП) Натальи Зубаревич, зависимость динамики доходов консолидированных бюджетов многих регионов от динамики трансфертов из федерального бюджета вполне очевидна. К примеру, по итогам 2012 года, когда в 14 регионах сократились доходы бюджета, основной причиной стало снижение трансфертов (за исключением Санкт-Петербурга и Белгородской области). "Кроме того, почти во всех регионах с минимальными темпами роста доходов бюджета (менее 5%) динамика трансфертов была отрицательной", - добавляет Зубаревич.
- Понятно, что в условиях снижения темпов экономического роста доходы региональных бюджетов, формирующиеся в первую очередь за счет налога на прибыль и налога на доходы физических лиц, объективно должны сократиться, - полагает директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.
Он предлагает провести масштабную оптимизацию местных расходов. Однако даже в этом случае многие региональные лидеры будут надеяться, что и на этот раз федеральный центр придет на помощь, поскольку именно федеральные инициативы диктуют необходимость наращивать расходы субъектов РФ, в частности, для выполнения положений указов президента РФ от 7 мая 2012 года.
По мнению Владимира Климанова, для федерального бюджета путь наращивания объемов финансовой помощи регионам является невыгодным в долгосрочной перспективе, но другого пути решения текущих задач найти часто тоже не удается. "Предлагаемый многими переход к расширению форм бюджетного кредитования лишь переносит проблемы на будущее, создавая новые. Поэтому, наверняка, несмотря на различные публичные заявления и, наоборот, негласные действия со стороны минфина и других федеральных министерств, объем дотаций и субсидий регионам сокращаться не будет", - уверен эксперт.