Имя капитана "Локомотива" Ивана Ткаченко, погибшего со своей командой в авиакатастрофе 7 сентября 2011 года, отныне будет носить ярославская школа.
Сегодня у средней школы № 9, где растят юных хоккеистов, шелестят желтеющей листвой десять тонких березок - деревья посажены в память о десяти выпускниках школы, составлявших одну команду и погибших в один миг возле ярославского аэропорта "Туношна". Самолет Як-42, который два года назад должен был доставить "Локомотив" на матч в Минск, не сумел даже набрать высоту, рухнув через считанные минуты после взлета.
Иван Ткаченко, Михаил Баландин, Виталий Аникеенко, Андрей Кирюхин, Александр Васюнов, Никита Клюкин, Артем Ярчук, Данила Собченко, Юрий Урычев, Максим Шувалов… Эти десять имен учителя когда-то писали в классных журналах, а ныне с комом в горле читают их на памятном знаке, торжественно открытом на школьной березовой аллее.
Но один из этих парней ярославцам и, как выяснилось, совершенно далеким от хоккея жителям других регионов запомнился по-особенному. Лишь после гибели Ивана Ткаченко, которого болельщики часто называли просто "наш Ванечка", стало известно, что он несколько лет перечислял крупные суммы денег на лечение онкобольных детей из разных регионов страны. Причем держал это в строжайшей тайне - о его благотворительности не знали даже друзья. В общей сложности на лечение больных раком детей Иван перечислил почти 10 миллионов рублей. Последний платеж он сделал в день авиакатастрофы - направил для воронежской девочки, страдающей острым лимфобластным лейкозом, 500 тысяч рублей.
Со слов Леонида Владимировича, отца Ивана, впоследствии выяснилось, что эти десять миллионов - не предел его благотворительности.
- Он помогал всем, кто у него просил, - рассказывает отец. - Отдал не только те 10 миллионов больным детям. Я узнал после его гибели, что он давал деньги и другим онкобольным, не через фонды, а так, наличными. Сейчас много людей подходят и рассказывают, кому он помогал. Получается, чуть ли не всему Ярославлю - очень многие его знали. Чувство сострадания в нем было очень сильно, может, даже гипертрофированно развито. Он не мог пройти мимо человека, у которого возникали проблемы. Я рад, что имя сына присвоено школе, в которой учились все мужчины нашей семьи. Потому что он очень любил и школу, и город, и свою команду. Ивану поступало много предложений от других клубов, но он всегда оставался верен "Локомотиву".<неи Права носить имя Ивана Ткаченко школа, по словам ее директора Сергея Шевченко, добивалась два года.
- Совершали добрые дела, участвовали в уборке города, два года сами заливали ледовую площадку, наши хоккеисты защищали это право в ледовых баталиях, - уточнил Сергей Шевченко, - Очень хочется, чтобы замечательными качествами, которыми был богат Иван, обладали все ученики нашей школы.
Кстати
В этом месяце в Ярославле, возможно, наконец начнется строительство еще одного учебного заведения, которое будет носить имя любимца ярославских хоккейных болельщиков. С предложением к властям построить хоккейную школу имени Ивана Ткаченко еще два года назад выступили родители Ивана, вложившие в проект все страховые и прочие выплаты после гибели сына. Но с тех пор из-за бюрократических проволочек и недостатка средств проект не преодолел даже нулевой цикл.
- Мы полгода уже решаем вопрос с газом, - рассказывает Леонид Ткаченко. - В век компьютеров все исполняется в бумажном варианте. Надо было решить вопрос на местном уровне, потом получить разрешение Ухты, которое должна утвердить Москва. Это все крутится полгода. Сейчас пришло письмо - нам обещают подключение на четвертый квартал 2014 года. Будем добиваться, чтобы сделать это раньше. Хотим в сентябре начать строительство.
Не хватает пока и денег. При всем содействии властей (бесплатное подведение водопровода, в сто раз сниженная арендная ставка на землю) стройка школа обойдется в 78 миллионов рублей. Из них не хватает минимум тридцати, а если планировать развитие спортивной инфраструктуры возле школы и благоустройство территории - вообще сорока. Болельщики, чем могут, помогают. На специальном счете накоплено 170 тысяч рублей. Но они, понятно, проблему решить не могут. А олигархи, как местные, так и прочие, внимания к проекту, увы, не проявляют. Трагедия-то ведь уже быльем порастает…