По неофициальным сведениям, с борта этого корабля в ближайшее время может быть произведен испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты "Булава" - с целью отработки ее "продвинутой версии".
Именно так объяснил журналистам высокопоставленный источник в российском ВПК появившиеся сообщения о том, что на осень 2013 года запланировано, по меньшей мере, еще одно упражнение с "Булавой" для команды тяжелого атомного подводного ракетного крейсера (ТАПРК) "Дмитрий Донской".
Как уже рассказывала "Российская газета", экипаж этого корабля сначала под командованием капитана I ранга Юрия Романова, а в последние годы - капитана I ранга Олега Цыбина профессионально, мужественно и терпеливо приручал изначально "сухопутную" твердотопливную ракету к условиям морского, а затем и подводного старта.
Переоборудованный специально для этих целей "Дмитрий Донской", по словам его главного конструктора академика Сергея Ковалева (уже, к сожалению, ушедшего), выполнял по существу роль плавучего испытательного стенда. И до сей поры (постучим по дереву) для корабля и его экипажа все обходилось относительно благополучно: неполадки и сбои при испытаниях комплекса "Булава" происходили либо на этапе предстартовой подготовки либо уже после того, как ракета вместе с пусковым контейнером вылетала из шахты подводной лодки.
"В отличие от штатных носителей "Булавы" (подводных лодок "Юрий Долгорукий" и следующих за ним АПЛ "Александр Невский" и "Владимир Мономах") крейсер "Дмитрий Донской" в его нынешнем виде представляет собой развитый испытательный комплекс, - дали понять в руководстве Объединенной судостроительной корпорации. - И все новые задачи, которые инициированы КБ, заводами-изготовителями или ставятся заказчиком, должны отрабатываться на нем".
Добавим для примера: в ходе проведенных ранее испытаний "Булавы" с подлодок "Дмитрий Донской" и "Юрий Долгорукий" не было ни одного старта ракеты, выполненного по команде из Генерального штаба Вооруженных сил РФ с использованием новой автоматизированной системы управления пусками ракет. А без этого как принимать ракетоносцы в состав стратегических ядерных сил России и допускать их к боевому дежурству?!
Касаясь этой весьма щепетильной темы, генеральный директор "Севмаша" Михаил Будниченко на Международном военно-морском салоне (МВМС-2013) в Санкт- Петербурге заявил журналистам, что "ориентировочно в сентябре" первый серийный носитель "Булавы" - АПЛ "Александр Невский" - должен выполнить подобный пуск…
Эту или другую задачу выполнял экипаж "Александра Невского" в пятницу 6 сентября, официальные источники не сообщают. Известен только результат: неудача. По заявлению представителя управления пресс-службы и информации Минобороны РФ, "ракета штатно вышла из пускового контейнера, однако на второй минуте полета произошел сбой в работе ее бортовой системы". С учетом произошедшего министр обороны Сергей Шойгу принял решение о приостановке государственных испытаний АПЛ "Александр Невский" и "Владимир Мономах" и проведении пяти дополнительных практических пусков ракеты "Булава" с целью подтверждения ее заданных тактико-технических параметров".
А это значит, что срок передачи ВМФ первого серийного ракетоносца с "Булавой", многократно переносившийся и в последний раз намеченный на середину ноября 2013 года, вновь придется корректировать. И с надеждой поглядывать на "Дмитрия Донского". Таскать каштаны из огня ему не привыкать.
"РГ" и наши эксперты будут следить за ситуацией в связи с новым поворотом событий вокруг комплекса "Булава".
Пауза между нынешним и предшествующим упражнениями с "Булавой" продолжалась почти два года: последний раз ракета стартовала в декабре 2011-го с АПЛ "Юрий Долгорукий". Тот пуск в отличие от вчерашнего пуска с АПЛ "Александр Невский" был признан успешным.
Общее количество стартов МБР "Булава" за время испытаний новой ракеты и ее носителей приблизилось к двадцати. Подавляющая часть пусков выполнена с борта тяжелого атомного ракетоносца "Дмитрий Донской", который был специальным образом переоборудован и останется в строю до 2017 года в качестве корабля для испытаний ракетной и другой техники. Еще два оставшихся из шести таких же уникальных кораблей проекта 941 - "Северсталь" и "Архангельск" - выведены в отстой и будут утилизированы.