Латвийским негражданам возместят материальный ущерб за 20 лет

В Латвии начали подсчитывать ущерб, нанесенный негражданам латвийскими властями с 1991 года. Уже очень скоро первые иски будут поданы в суд. О том, насколько реально нашим соотечественникам, не имеющим гражданство в Латвии, получить компенсацию за многолетнее нарушение их прав, в интервью корреспонденту "РГ" рассказал член Комиссии по подсчету ущерба, нанесенного негражданам действиями властей Латвии Александр Гапоненко.

Сможет ли ваша комиссия добиться успеха, а именно возмещения ущерба негражданам за годы нарушений их прав?

Александр Гапоненко: Действия нашей комиссии полностью рациональны и лежат в рамках существующих правовых процедур. Мы считаем, что латвийское государство нанесло ущерб негражданам, приняв законы и подзаконные акты, ущемляющие их права. Мы намерены подсчитать ущерб и доказать вину государства. Добиться выплат компенсаций вполне реально.

Как можно оценить ущерб, нанесенный негражданам? Насколько ваши подсчеты будут объективны?

Александр Гапоненко: Существуют общепризнанные методики. Это те же методики, которые прибалтийские государства используют при подсчете ущерба, нанесенного Советским Союзом за годы так называемой оккупации.

Приведу насколько примеров. Первый: в связи с принятием закона о государственных служащих негражданина уволили с госслужбы. Мы берем зарплаты, которую платили в государственном секторе и в частном секторе в период с момента увольнении данного лица и до достижении им пенсионного возраста, вычисляем разницу. Именно она и является тем ущербом, которые понес человек, выдворенный из государственного аппарата.

Еще один пример: дети, которые получили статус негражданина, не могли бесплатно пользоваться услугами врачей, обращаться в поликлиники и больницы. Мы учтем тот факт, что данное ограничение прав неграждан привело к повышенной смертности среди этой категории населения и к их дополнительным тратам на медицинское обслуживание.

Реально ли перевести в денежный эквивалент тот факт, что люди много лет не имели права участвовать в выборах?

Александр Гапоненко: Для этого есть различные методики. Расскажу об одной из них: если человек не представлен на муниципальном и государственном уровне, значит, по существующим международным положениям он не обязан содержать государственный аппарат, который им управляет. Иными словами нам предстоит подсчитать ущерб, который власти нанесли негражданам, заставляя их платить налоги и не предоставляя соответствующие услуги взамен.  

Будут ли какие-то ограничения: от кого заявления будут приниматься, а от кого-то нет?

Александр Гапоненко: Таких ограничений нет. Мы будем вести подсчет валового ущерба, который был нанесен всем категориям неграждан для того, чтобы придать гласности эти факты и показать размер проблемы.

Отдельно будут приниматься заявления от конкретных людей. При том от всех: от тех, кто был негражданином, но потом получил латвийское гражданство; от тех, кто уехал из Латвии и стал гражданином других государств. А также от тех, кто до сих пор является обладателем серого паспорта. Все эти иски будут предъявляться как латвийскому государству, так и во многих международных структурах, занимающихся защитой прав человека.

Сколько человек в вашей комиссии и насколько она компетентна?

Александр Гапоненко:
В комиссии сейчас семь человек, среди них двое известных экономистов и один юрист. Мы будем привлекать и других экспертов. Думаю, что первые иски в суд о возмещении ущерба будут поданы через полгода.

Но ведь латвийское государство может отклонить эти иски, сказав, что оно создало все необходимые условия для натурализации…

Александр Гапоненко: Неграждане стали негражданами принудительно в результате решения Верховного совета Латвии в 1991 году. Аргумент властей о том, что они восстанавливали первую латвийскую республику не может всерьез рассматриваться. Так как мы все до 1991 года имели гражданство и нас по существу репрессировали в политическом плане и нанесли экономический ущерб на том основании, что мы являемся этническими инородцами. При этом всем латышам, где бы они не находились, статус гражданина дали. То есть в данном случае имеет место быть этническая дискриминация в отношении жителей Латвии, принадлежащих к различным национальностям.