10.09.2013 08:53
    Поделиться

    Белоруссия и Литва могут удешевить транзит в Калиниградскую область

    Железнодорожники России, Белоруссии и Литвы обсудили тарифную политику
    Доставка железнодорожных грузов в порты Калининградской области обходится на 30 процентов дороже, чем сопоставимый транзит в порты других регионов Северо-Запада России.

    Ценовой перекос, из-за которого калининградские морские ворота лишаются клиентов, возникает из-за неравномерных железнодорожных тарифов. Груз, следующий из "большой России" в эксклав, проходит по железнодорожным путям Белоруссии и Литвы. И расценки соседей в некоторых случаях в два-три раза превышают предложения Калининградской железной дороги.

    Проблему "ценовых ножниц" эксперты из самого западного российского региона, Белоруссии и Литвы обсудили в рамках V Балтийского транспортного форума, организатором которого выступил event-оператор "ICF-Международные конференции". Как отметил начальник Калининградской железной дороги Сергей Коломеец, доля транзитных тарифов в стоимости перевозки грузов по белорусскому участку железной дороги в среднем достигает 24 процентов, по литовскому участку - 20 процентов.

    - Приведу конкретный пример. При транспортировке бензина от станции Сургут до станции Калининград по территории Литвы проходит 6 процентов пути. При этом доля Литовских железных дорог в сквозном тарифе перевозки достигает 54 процентов, - делится информацией Сергей Коломеец. - На Белоруссию приходится 11 процентов пути, а доля Белорусской железной дороги в тарифе составляет 13 процентов.

    В январе - августе прошлого года объем грузов, перевозимых калининградским филиалом РЖД, снизился по сравнению с аналогичным периодом 2011 года на 15 процентов (с 10,43 миллиона до 8,82 миллиона тонн). Первые восемь месяцев 2013 года показали рост грузопотока на 6,2 процента. Однако мощности калининградских железнодорожных перевозчиков до сих пор загружены лишь на 50-60 процентов.

    - Если мы хотим сохранить и увеличить объем транзитных перевозок, литовским и белорусским коллегам необходимо пересмотреть тарифные условия по основным категориям грузов на калининградском направлении, - отметил Сергей Коломеец.

    Представители железных дорог Белоруссии и Литвы заявили о готовности к диалогу. По словам начальника службы грузовой работы и внешнеэкономической деятельности Белорусской железной дороги Игоря Згурского, доля перевозок российских и казахстанских внешнеторговых грузов в Калининградскую область превышает 40 процентов в общем объеме белорусского железнодорожного транзита.

    - Калининградское направление очень важно для нас, - сообщил Игорь Згурский. - Сейчас мы ведем совместную работу по оптимизации тарифов.

    Как подчеркнул заместитель генерального директора Литовских железных дорог Стасис Гудвалис, на 19 видов грузов, следующих в Калининградскую область, в Литве уже действуют скидки. Речь идет, в частности, о топливе и сельскохозяйственной продукции.

    - Если раньше тарифы на транспортировку товаров в направлении клайпедского порта были ниже, чем в калининградском направлении, сейчас стоимость перевозок одинакова, - добавил Стасис Гудвалис. - С любыми клиентами, в том числе российскими, мы готовы сотрудничать и обсуждать особые условия транзита.

    Комментарий

    Александр Рольбинов, заместитель председателя правительства Калининградской области:

    - Еще одна проблема, из-за которой Калининградская железная дорога не может работать на полную мощность, связана с обязательной процедурой таможенного транзита для железнодорожных грузов, следующих паромом из калининградского порта в порт Усть-Луга Ленинградской области. Сейчас грузы, следующие из одного российского города в другой российский город на судне под российским флагом, подвергаются таможенным процедурам дважды. Эту проблему мы обсуждали с минтрансом РФ в рамках рабочей группы по проблемам развития транспортного комплекса Калининградской области. Надеюсь, в ближайшее время удастся ее решить. Что касается тарифных условий Белоруссии и Литвы, можно сказать, что здесь замешана и экономика, и политика. С одной стороны, есть недовольство Литвы по поводу формирования тарифной политики Россией. С другой стороны, есть наши встречные претензии и проблемы. Это очень сложный вопрос, и мы также подключаем к его решению министерство транспорта РФ.

    Поделиться