Впрочем, объяснить это, наверное, несложно. Лето - время путешествий, и далеких, и близких. Поэтому и дороги, и транспорт, народные избранники испытывают на себе вместе с народом. А потом учиняют придирчивый спрос с министра.
Нынешний глава минтранса Максим Соколов к спросу был готов, вооружен впечатляющими цифрами, имел про запас немало идей. Так что ни один депутатский вопрос в тупик ни его самого, ни замов, которые пришли вместе с министром на Охотный Ряд, не поставил. Даже "чрезвычайный", который задала ему "справоросс" Светлана Горячева, - о дальневосточных дорогах, смытых "потопом". "Шесть рабочих групп уже две недели находятся на территории. Проводится обследование для того, чтобы мы понимали, в каких объемах и какие финансовые средства потребуются для восстановления", - ответили Горячевой. Как выяснилось, дорожники уже проинспектировали большую часть поврежденных паводком дорог и в Амурской области, и в Якутии, и в ЕАО, и в Магаданской области, и в Хабаровском крае. Но ввиду того, что вода еще не ушла, окончательных выводов пока не сделано. Однако, как предполагают в ведомстве, на приведение в порядок разрушенных дорог потребуется порядка пяти миллиардов рублей.
Цифры, которые приводил Соколов, рассказывая о состоянии всего транспортного комплекса страны, свидетельствовали: "отрасль уверенно справляется с возложенными на нее задачами". Грузооборот в прошлом году вырос более чем на 4,5 процента. Пассажиры все активнее летают самолетами - за первое полугодие этого года на 20 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Расширяется география регионального субсидирования авиаперевозок. Новыми судами пополняется морской флот, увеличилось число судов, которые ходят по морям под российским флагом. Началось строительство нового порта на полуострове Ямал. Успешно развиваются, по словам Соколова, и речные перевозки. Наконец оживилось и движение на Байкало-Амурской магистрали, завершившееся в прошлом году строительство Кузнецовского тоннеля позволило увеличить пропускную способность БАМа к портам Охотского моря. "Положительную динамику получил вопрос развития высокоскоростного железнодорожного пассажирского сообщения", - порадовал министр депутатов очередной новостью. И успокоил тех, кто волновался по поводу платных дорог: "Я считаю, что их количество в России не должно превышать те международные стандарты, которые уже сложились в Западной Европе, и не только. И, как правило, это не более пяти процентов от общего количества федеральных дорог". То есть в России, где протяженность трасс составляет 50 тысяч километров, это около 2,5 тысяч км, уточнил министр.
Однако у аудитора Счетной палаты Сергея Рябухина нашлась информация, которая несколько омрачила общую картину. В министерстве и подведомственных ему органах по результатам проверки исполнения бюджета за 2012 год выявлены нарушения на 11 миллиардов рублей. Из них почти 10 миллиардов (85 процентов общей суммы) - это неэффективное расходование средств. Не освоено 57 миллиардов рублей (59 процентов) полученных средств дорожного фонда. Подвела и статистика дорожно-транспортных происшествий - рост в 2012 году на 2 процента.
Впрочем, причина неиспользования средств тут же и выяснилась. Помог спикер Госдумы Сергей Нарышкин, предположивший, что это связано с долгой процедурой предоставления участков. "Всем известна эта проблема в городе Сочи, - подтвердил глава Росавтодора Роман Старовойт. - Несмотря на принятие специального "олимпийского" закона, процедура изъятия земли была длительная". "Но в этом году мы подтянулись, - заверил Старовойт, - 15 сентября открываем рабочее движение по двум объектам олимпийской стройки".
А с дорожно-транспортными происшествиями депутаты и министр решили бороться вместе - специальными программами и новыми законами.
"Надеюсь, что с таким министром от одной из вечных российских бед - плохих дорог - мы сможем избавиться", - оптимистично заметил либерал-демократ Александр Старовойтов.