Уральский педагог рассказал о внедрении "методики счастья"

Преподаватель Челябинского педуниверситета Сергей Молчанов утверждает, что совершил революционное открытие: разработал технологию оценки человека по количеству хороших поступков. По словам ученого, широкое внедрение "методики счастья" поможет не только воспитать больше ответственных людей, но и преодолеть ценностный кризис, который переживает Россия.

Сергей Григорьевич, что вас заставило заняться этой темой?

Сергей Молчанов: Беспокойство за судьбу подрастающего поколения и, как это ни пафосно звучит, за будущее нашей страны. Мы видим, что молодые люди все меньше готовы к созданию крепкой семьи, ответственному отношению к воспитанию детей. Юноши и девушки часто совершают аморальные поступки, оказываются "в плену" криминальной среды. Или возьмем тему подростковой жестокости. Вот одно из последних сообщений: воспитанники детдома в Челябинске на субботнике связали руки 9-летней девочке, затолкали ее в мешок с битым стеклом и выбросили на помойку. Ей, к счастью, удалось выбраться и вернуться в "воспитательное" учреждение. Однако издевательства над девочкой продолжались, в результате чего у нее произошел нервный срыв и она попала в больницу. Подобных случаев пугающе много.

А почему, на ваш взгляд, так происходит?

Сергей Молчанов: Это так называемый "эффект Герострата": не умею себя проявить в хорошем, проявляю в плохом. Вот мы и получаем вместо доброго поступка злой, вместо толерантности - агрессию. Дети зачастую не знают, как проявить себя в хорошем, зато видят примеры, как можно проявить себя в плохом. Потом вырастают, становятся взрослыми, и мы получаем вместо честности - коррупцию. А это уже негативно сказывается на состоянии всего общества, государства, разъедает его основы изнутри. Причины - неправильные ориентиры в воспитании молодежи. И как следствие - дефицит "духовных скреп" между людьми: милосердия, сочувствия, сострадания.

А что конкретно предлагаете вы?

Сергей Молчанов: Технологию социализации, которая позволяет создать эти самые "духовные скрепы" между людьми. Задача этой методики - сформировать такие качества, как порядочность, ответственность, патриотизм. Внеклассные занятия по этой теме можно, к примеру, проводить среди школьников и студентов. Сначала каждый из них укажет на листке бумаги список качеств, которые он считает "эталонными" для своего возраста. А потом он попробует оценить своих сверстников по степени выраженности этих качеств. И выясняется удивительная вещь: оказывается, степень социализации каждого члена группы можно измерить! Это благодатный материал для работы преподавателя или куратора по воспитанию молодежи. В дальнейшем и сам термин и различные жизненные ситуации могут быть предметом дискуссий и диспутов. При этом список качеств (социальных компетенций) делится по гендерному принципу. Скажем, для юношей это могут быть мужественность, сила, независимость, вера в себя, дух соревнования, а для девушек - верность, забота о людях, умение понимать других, нежность, ответственность и так далее. То есть в основе лежит традиционное понимание роли женщины и мужчины в обществе. Он - сильная личность, добытчик, она - хранительница домашнего очага. Это, кстати, будет способствовать и решению демографической проблемы. Важно вызвать у учащихся желание совершенствоваться, стремиться быть полезным человечеству. Скажем, каждый новый учебный год можно начинать не с опроса школьников о том, как они провели лето, а с вопросов: какие бы качества вы хотели обрести все вместе и каждый в отдельности, какие качества делают для тебя комфортным общение со сверстником (сверстницей), какие качества другого человека скрепляют твои отношения с ним.

Через какое-то время экспертную оценку качеств в группе можно повторить и отследить ситуацию в динамике. И тут выяснится тенденция: кто-то в глазах сверстников скатился к плохому, а кто-то, наоборот, улучшил свои позитивные качества. Соответствующие корректировки в воспитании должны делать родители и преподаватели. Источником эталонных норм нравственности является наш язык - хранилище как негативных, так и позитивных компетенций. Наша задача - ориентироваться на лучшие образцы.

Ключевой вопрос

А разве наши школы и вузы не воспитывают ответственных граждан страны?

Сергей Молчанов: На мой взгляд, этого не происходит в полной мере. Не так давно прочитал в интервью министра образования о том, что главная задача вузов - сделать выпускников  успешными. Спору нет - профессиональные навыки очень важны. Но, помимо того, важно, чтобы выпускник был социализирован, считался с общественными запросами, интересами других людей. Чем выше уровень образования, тем выше должен быть уровень социальной ответственности. Иначе мы будем воспитывать "успешных" мерзавцев.

Мнение

Марина Солодкова, первый проректор Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования:

- Нам знакома эта методика, она соответствует федеральным стандартам общего образования, которыми определен "портрет выпускника", и поэтому может быть применена в педагогической практике на внеклассных занятиях. Школы сами должны решить, насколько им интересны эти наработки, такое право им дает новый закон об образовании.