С 1 сентября 2013 года законом установлен и четко прописан порядок, который определяет, как решения собраний должны приниматься. Во-первых, решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее 50% от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества (за исключениями, установленными, например, ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", "Об акционерных обществах" для конкретных вопросов). Также решение собрания может приниматься посредством заочного голосования. Во-вторых, если в повестке дня собрания несколько вопросов, то по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания. И в-третьих, обязателен протокол по принятым решениям, который должен быть составлен в письменной форме и подписан председательствующим на собрании и секретарем собрания.
До настоящего времени требования к содержанию протокола общего собрания законодательством были установлены только в отношении протокола общего собрания акционеров. Теперь в законе указаны обязательные требования к содержанию протокола общего собрания, будь то акционеры, участники ООО, кредиторы или сособственники. Пунктами 4 и 5 ст. 181. 2 Гражданского кодекса подробно указаны пункты протокола как для очного, так и для заочного голосования. Например, в протоколе должны быть указаны дата, время и место проведения собрания; сведения о лицах, принявших участие в собрании; результаты голосования по каждому вопросу повестки дня и др.
С появлением в ГК данной главы кардинально изменится судебная практика по признанию недействительными решений собраний, так как до этого в законодательстве не было четкого перечня оснований, по которым принятые решения собраний можно было бы признать недействительными. Действовали по принципу "кто во что горазд", в качестве точки опоры использовалась только судебная практика. Например, обжаловать решение общего собрания акционеров можно было только в том случае, если этим решением нарушены права и законные интересы акционера или ему причинены убытки, связанные с обжалуемым решением. Таким образом, доказывать нужно было факт нарушения прав и факт причинения убытков, связанных с обжалуемым решением.
По аналогии с недействительными сделками, которые могут быть оспоримыми и ничтожными, в ГК ввели понятие недействительных решений, которые также могут быть оспоримыми и ничтожными. Оспоримым будет решение, которое суд признает таковым, а ничтожным теперь будет признано решение независимо от решения суда. В ст. 181. 4 подробно описаны основания, по которым решение может быть признано судом недействительным (оспоримое решение). Например, допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания; недостаточность полномочий у лица, выступавшего от имени участника собрания; допущено существенное нарушение правил составления протокола и др. Таким образом, теперь для признания недействительным решения общего собрания в суде нужно будет ссылаться на нарушение одного из указанных подпунктов как на основание для признания решения недействительным. Что касается ничтожности решения собрания, то в силу ст. 181.5 решение собрания можно будет считать ничтожным, например, если оно принято по вопросу, не включенному в повестку дня, или при его принятии не было необходимого кворума. Более того, учтен даже такой момент, что если решение собрания "противоречит основам правопорядка или нравственности", то у такого решения собрания нет шансов - оно также является ничтожным.
В судебной практике довольно часто возникают два вопроса: кто обладает правомочиями оспорить в суде решения общего собрания и какие лица должны быть привлечены к участию в рассмотрении данных споров? Теперь на эти вопросы появился однозначный ответ в п. 3 ст. 181.4 ГК. По полномочиям оспаривания решения собрания: его вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения. Участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено. Это поставит точку в спорах о том, может ли решение оспорить само общество либо третьи лица, например, кредиторы или налоговая инспекция.
Еще одно нововведение связано со сроком давности обжалования решения, п. 5 ст. 181. 4 говорит о том, что решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Новая глава ГК поможет участникам собраний эффективнее защищать свои права.